Страница памяти Игоря Летова

10.10.1964-19.02.2008

  • Прошедший по плану


    Умер лидер «Гражданской обороны» Егор Летов

    В Омске скончался лидер рок-группы «Гражданская оборона» Егор (по паспорту - Игорь) Летов. Ему было 43 года. Смерть наступила 19 февраля около 16.00 по местному времени (13.00 мск), предположительно, от сердечного приступа. Сам Летов определял собственную музыку как «психоделический панк». Популярность «Гражданской обороне» принесли многочисленные магнитоальбомы, которые Егор Летов записывал в одиночку в своей квартире на окраине Омска во второй половине 80-х годов прошлого столетия. Группа крайне редко появлялась на телевидении и радио, однако это никак не отображалось на ее популярности. Новая волна интереса к группе была вызвана альбомами «Долгая счастливая жизнь» (2004), «Реанимация» (2005) и «Зачем снятся сны» (2007). О последнем диске Летов говорил как о своем высшем достижении. «Может статься, что альбомов вообще больше не будет», - рассказывал музыкант. «Газета» пишет, что Летов часто принимал психотропные вещества и не скрывал этого.

    Он признавался, что эти эксперименты стали основой его позднего творчества, но при этом он полностью отдавал себе отчет в том, что «за такие опыты человеку неизбежно приходится расплачиваться - прежде всего здоровьем». По информации издания, многие «эксперименты» певца заканчивались в реанимации («Мы проснемся на другой стороне»).

    Корреспондент «Российской газеты» Александр Алексеев так характеризует покойного: «Жил он лихо, с душой погружаясь в музыку, новые идеи, азартно предаваясь всему увлеченно и бескомпромиссно». Ему была присуща «музыкальная и поэтическая дерзость, приверженность сырому «гаражному» звуку». И в итоге его сердце «не выдержало такого темпа жизни, творчества, эмоций, переживаний» («Все идет не по плану»).

    «Коммерсантъ» в статье «Прошедший по плану» рассказывает, что в последнее время Егор Летов занимался переизданием старых альбомов и раритетных записей, при этом его деятельность все шире освещалась прессой. «Те, кто рос на его песнях, наконец-то заняли принципиально важные места в СМИ и издательском бизнесе и воздали должное кумиру. Аудитория взрослела, песни наконец-то попали на радио, правда, в очень ограниченных дозах», - пишет корреспондент Борис Барабанов. Однако на крупные фестивали «Гражданскую оборону» не приглашали, так как боялись массовых беспорядков. Сам Летов о своих песнях говорил следующее: «Я не думаю, что мои песни - песни взрослого человека. Мои песни - это песни животного. Это песни какого-то ребенка, которого довели до состояния, когда он автомат в руки взял, скажем так».

    Справка Zаголовков:
    Игорь Федорович Летов родился 10 октября 1964 года в Омске. В 1982 году вместе с Константином Рябиновым (Кузя Уо) и Андреем Бабенко основал свой первый проект «Посев», в составе которого выпустил пять «мифических» магнитоальбомов. Оригинальных записей «Посева» почти не сохранилось, а среди коллекционеров и в Интернете ходят отрывки из тех магнитоальбомов в весьма низком качестве. Материал для антологии «Посев», вышедшей официально, был переписан заново в 1989 году. В 1984 году «Посев» был переименован в «Гражданскую оборону». Егор Летов был постоянным участником проекта, остальной состав регулярно менялся. В «Гражданской обороне» играли Константин Рябинов (Кузя Уо), Игорь «Джефф» Жевтун, Олег «Манагер» Судаков, Аркадий Климкин, Александр Андрюшкин. В последнем составе принимали участие гитарист Александр Чеснаков, бис-гитаристка Наталья Чумакова и барабанщик Павел Перетолчин. На счету «Гражданской обороны» и Егора Летова (включая побочные проекты и сольные записи) - около 50 официальных альбомов и примерно столько же концертов, бутлегов (неофициальных записей) и сборников раритетов. Помимо «Гражданской обороны» Летов в качестве лидера принимал участие в проектах «Коммунизм», «Егор и Опизденевшие», «Враг народа». В качестве приглашенного музыканта или продюсера — в проектах «Черный Лукич», «Пограничный отряд гражданской обороны», «Цыганята и я с Ильича», «Христосы на паперти». Егор Летов был дважды женат, детей не имел.

Источник

Егор Летов как зеркало общественной депрессии

Источник (№239 11.12.98 «День»)

Егор (Игорь) Летов — лидер группы «Гражданская оборона» — является одной из самых ярких, но в то же время самых противоречивых из скандальных личностей во всем пост-совковом андеграунде. Его песни кружат голову, как заклинания северного шамана, когда слова несут иной, потаенный смысл, когда нет границы между высоким откровением и банальным бредом. А, значит, смысла препарировать строки тоже нет. Стихи построены на ином, смысло-ассоциативном языке, и калейдоскоп тарабарщины, порой, оборачивается пронзительно ясным смыслом. Стоит, правда, добавить: смыслом для каждого своим.

«Очень, очень талантливый поэт, — говорил о нем Юрий Шевчук. — Правда, в последнее время его стало заносить куда-то в политическом плане».

Предыдущий раз Летов приезжал в Киев со своей «Гражданской обороной» в мае, как раз накануне Дня победы. Вышедшие на сцену музыканты с белыми свастиками на черных футболках ударили по струнам — Летов запел:

И вновь продолжается бой,
И сердцу тревожно в груди,
И Ленин такой молодой.
И юный Октябрь впереди

Этот «розовощекий» марш времен развитого социализма когда-то был главным «хитом» на всех партийно-комсомольских мероприятиях. Может показаться странным такой симбиоз фашистской и коммунистической символики. Но только с непривычки. Это когда-то, лет пять или десять назад, в период массового прозрения, народ с удивлением обнаруживал неразрывную духовную связь фашизма и коммунизма. Сейчас можно удивляться лишь степени откровенности всяческих проявлений этого симбиоза.

Когда-то в творчестве группы «ГО» было интересным все. Интересным было даже отвратительное звучание. Студия «Гроб-рекорд», являющаяся, по сути, двумя магнитофонами на квартире Игоря — Егора, создала и растиражировала тот самый «звук-треск», который является визитной карточкой всей группы. Но на то оно и Панк-рок. Говорят, что западные панки охотно покупают наши электрогитары «Урал». Оказывается, их «ФендерА» не способны извлекать такой же изысканно поганый звук. Но очевидно, что в творчестве Летова интересно только прошлое. Видимо, отсюда и все это дешевое политиканство. На пресс-конференциях он почему-то ерзает на стуле, и зачем-то закидывает то одну, то другую руку за голову. На руках — желтушные гематомы от частых уколов.

Прятались вены — искала игла,
Ликовали стрелы — порвалась тетива

Но не это главное. Главное то, что творчество Летова всегда было органично массовой депрессии, и как очень талантливый поэт он является наиболее талантливым выразителем ее проявлений. В этой связи вполне понятна его популярность среди тех, в чьей одежде преобладает черный цвет. В воскресенье 13 декабря на сольном концерте Летова опять будет парад уставших лиц. Милый некогда нигилизм объективно перерос в самые убогие формы радикализма. Печальнее всего осознавать, что не Егор тому виной. Он лишь зеркало. Лишь зеркало общественной депрессии, причины которой — прежде всего в посттоталитарном античеловеческом устройстве общества.

Cергей КУЗЬМИЧ

Прошедший по плану


Газета «Коммерсантъ» № 28(3845) от 20.02.2008

Некролог

На 44-м году жизни от сердечного приступа в Омске скончался лидер группы "Гражданская оборона" Егор Летов.

Сказать, что Егор Летов был одной из ключевых фигур отечественной рок-музыки,— значит не сказать ничего. Да он и не был по сути ее частью. "Русский рок" — это не про него. Все, кого в конце 80-х объединял этот термин, в той или иной степени стали частью официальной культуры. В той или иной степени петербургские, московские, уральские рокеры, властвовавшие умами людей из 80-х, стали если не заслуженными и народными, то общепринятыми и угодными. Но не Егор.

В начале 80-х "Гражданская оборона" начала играть панк-рок в отчетливых суицидально-психоделических тонах. Она всегда контрастировала с умиротворенными бардовскими или же схематично-героическими интонациями прочих групп. И стала одной из главных. В поколении тридцатилетних нет ни одного, кто бы не горланил в подъезде "Все идет по плану" и "Лед под ногами майора". Когда рок разрешили, ГО все равно осталась вне. А тут еще Летов в начале 90-х стал активно поддерживать национал-большевиков — силу, которая в тот момент на самом деле завораживала и внушала трепет. Концерты группы проходили в окраинных кинотеатрах, на "центровые" площадки команду не пускали. Истории о побоищах, устроенных фанатами ГО, передавали из уст в уста, как и версии взаимоотношений Егора Летова с Янкой Дягилевой, еще одной важнейшей фигурой сибирской рок-сцены. По поводу ее смерти до сих пор принято говорить "при загадочных обстоятельствах", согласно официальной версии, они утонула в притоке Оби.

В новом десятилетии Егор Летов всерьез занялся переизданием своих старых альбомов, его новые записи выходили при активной поддержке прессы — те, кто рос на его песнях, наконец-то заняли принципиально важные места в СМИ и издательском бизнесе и воздали должное кумиру. Аудитория взрослела, песни наконец-то попали на радио, правда, в очень ограниченных дозах. На крупные рок-фестивали ГО не приглашали — все еще боялись беспорядков. В возрасте 38 лет Егор Летов говорил: "Я не думаю, что мои песни — песни взрослого человека. Мои песни — это песни животного. Это песни какого-то ребенка, которого довели до состояния, когда он автомат в руки взял, скажем так". В 42, выпуская свой последний диск "Зачем снятся сны", он совершенно спокойно говорил о том, что он начался с "бэд-трипа, кислотной передозировки, если кто не понимает", за которым последовало "глобальное переосмысление произошедшего, двухнедельное самоочищение и самокопание". С музыкальной стороны альбом светлее и лиричнее основного массива летовской дискографии, а песни "Сияние" и "Потрясающий вид из окна" — нечто прямо противоположное традиционному суициду песен ГО. В остальном же предельный радикализм автора присутствовал в полном объеме, и название песни "Значит, ураган" вполне рифмовалось с лимоновским "Да, смерть!".

Егор Летов, пожалуй, единственный из отечественных рокеров, кто открыто рассуждал о своих отношениях с наркотиками и в текстах, и в интервью, хотя вряд ли найдется среди его коллег хоть один, кто избежал знакомства с "препаратами, расширяющими сознание". Возможно, именно из-за этой доходящей до абсурда бескомпромиссности он так и остался до конца своих дней чужим для истеблишмента и своим для миллионов поклонников, которым еще предстоит осознать и попытаться в буквальном смысле пережить потерю.

.

Наверх

.

.

 

Другие статьи и ссылки на сайты

Сайт создан в системе uCoz