Страница памяти Татьяны Снежиной

14.05.1972-21.08.1995

  • Статья из газеты XXI век, г. Луганск (Украина) "Ведь Вы не знали обо мне"


    АВТОБИОГРАФИЯ

    Самые дорогие воспоминания любого человека - воспоминания о своем детстве, отце, маме, о том беззаботно-радост-ном восприятии мира, которое никогда уже не повторится.

    Я родилась на Украине, и первыми моими впечатлениями от жизни были мелодичные украинские напевы из радиоприемника около детской кроватки и мамина колыбельная. Мне не исполнилось и полугода, когда судьба перебросила меня из теплого, плодородного края на суровую землю Камчатки. Первозданная красота Природы... Седые вулканы, заснеженные сопки, величественный простор океана. И новые детские впечатления: длинные зимние вечера, завывания пурги за окном, треск березовых поленьев в печи и нежные мамины руки, рождающие на свет незабываемые мелодии Шопена.

    Наше старое пианино... Я иногда смотрю на него, и мне кажется, что оно все эти годы было членом семьи, радовалось и печалилось, болело и выздоравливало вместе со мной. Я еще не умела говорить, но, своими детскими пальчиками ударяя по клавишам, пыталась показать окружающему миру свои чувства и мысли.

    Потом, года в три-четыре, первые "эстрадные" выступления. Мамина косметика, мамина юбка и что-нибудь из репертуара 70-х. Помните: "Ах Арлекино, Арлекино..." или еще лучше "Очи черные...". И, конечно, бурные аплодисменты гостей и родителей, влюбленных в свое чадо. Под занавес "концертов" - первые детские стишки. Одним словом - Детство.

    Потом школа и новый переезд, на этот раз в Москву. И первое осознанное потрясение в жизни - потеря друзей, которые остались за тысячей непреодолимых километров, в том суровом и прекрасном краю. И на смену радостно-шаловливым детским строфам про "червячков и букашек" в голову вместе с ночными слезами по первой любви, "который там, далеко, в краю далеком и суровом", стали приходить грустные и вместе с тем лирические строки. Их нельзя было назвать еще стихами, они... были, пожалуй, теми зернами, которым было суждено прорасти позже. А почву питали томики Цветаевой, Пастернака, Гейне, подсунутые незаметно заботливой рукой старшего брата, который все видел и понимал.

    Чужие стихи, чужие песни, подружка Лена, вечера, переходящие в ночь у пианино, это все на людях, а ночью тайком свое - в тетрадку, плохое, но свое. А позже первый слушатель - мама, самый близкий мне человек, и ее слезы, слезы радости и грусти. Только тогда я поняла, что то, что я долгие годы вынашивала и таила, способно вызвать чувства не только у меня. И постепенно круг людей, которым я стала доверять, говорить о самом сокровенном, личном, стал шириться. Но это было позднее, когда я поступила во 2-й Московский мединститут. Не знаю, можно ли было уже тогда говорить о творчестве, не мне судить, но я этим жила, я просто восполняла внутреннее одиночество, жажду чего-то прекрасного и... несбыточного, и это нравилось людям. Частыми стали студенческие вечера с друзьями у клубного фортепьяно, кто-то из них незаметно записал то, что я пела и играла, на магнитофон, и кассеты стали расходиться по знакомым, друзьям, родственникам. Это был мой первый, а потому самый дорогой тираж, первая радость творческого удовлетворения. Сразу даже не верилось, что то, что писала для себя, нужно кому-то еще. Постепенно стихала старая боль, появились новые друзья, короче, не было границ счастью и беззаботности...

    И тут ЕГО смерть. Смерть великого Человека и Поэта - смерть Игоря Талькова, и сны, сны о нем. Сколько еще не написано, сколько не спето. Почему так нужные России люди уходят рано - Пушкин, Лермонтов, Высоцкий, Тальков? Сны снились вещие, тяжелые. Потрясение, снова душевный вакуум. Не могла ходить, думать, писать. Оставались друзья... И новый удар судьбы, которая, не считаясь ни с чем, бросает меня опять за тысячи километров от дома, друзей, моей жизни - в Сибирь, в город на Оби - Новосибирск. Тоска по всему, что я потеряла, как когда-то вновь, тоска, не оставлявшая меня ни днем, ни ночью. И стали рождаться песни, на этот раз я могу сказать уверенно - именно песни, иногда по две-три за ночь. А за окном все тот же снег, может, поэтому я Снежина - снег, холод, пустота. И звонки из прошлого, издалека, из Москвы от друзей, от брата: "Мы с тобой. Запиши что-нибудь новое и вышли". Если бы не они... И кассеты, которые я уже записывала сама в домашней студии, летели в столицу. Одна из них, по воле все той же судьбы, случайно отклонилась от назначенного маршрута и попала на Таганку в студию "КиС-С". Через день звонок: "Готовы работать". Через два часа я уже в промерзшем аэропорту Новосибирска, еще через пять - спускаюсь по темным ступенькам в святая святых моего 94-го года, в студию, - я шла навстречу моей мечте. Мечта, впрочем, меня быстро окатила ушатом воды, словами моего первого аранжировщика Александра Савельева: "Работать и работать... но что-то в этом есть". Я вдруг услышала, как мне тогда показалось, божественные звуки таинственной мелодии, которые через пару секунд оказались всего лишь талантливой аранжировкой моей песни школьных лет "Роза".

    Это была новая страница моей биографии. Репетиции и записи, ссоры и примирения с друзьями-аранжировщиками и оператором, ночные такси и прокуренный подвал студии, первый успех и первый провал. Год колоссального труда ребят, с которыми я работала: Калинкина В., Савельева А., Савари Д., Крылова С. Работала с ними сутками, неделями не выходя из студии. И результат - первый альбом моих песен "Вспомни со мной", двадцать одна песня. Только сейчас я осознаю, что это песни, которые получились из моих диалогов с собой, с моей душой, из моих слез и моих радостей, из моей жизни.

    Был в ушедшем году и дебют в Театре эстрады в концерте В. Струкова. Постепенно стала приобретать опыт на эстрадных площадках. Это приходилось совмещать с учебой в институте, поэтому моей первой аудиторией стали ночные дискотеки и клубы. Дала свои первые интервью по радио. Конечно, если бы не поддержка моей семьи, брата, друзей, коллектива студии, я, наверное, не смогла бы преодолеть первые трудности на пути к моей мечте, мечте помочь людям "вспомнить со мной", что счастье рядом.

    Сейчас продолжаю трудиться, сопрягая это с необходимостью окончить институт. Надеюсь выпустить, несмотря на сложность такого дела, как шоу-бизнес, свой первый альбом. Но уже в проекте запись второго. Ведь за годы творчества у меня накопилось около двухсот песен, которые ждут своего слушателя. Да и жизнь идет своим чередом, новые впечатления, новые размышления, новые слова, которые нужно услышать и постараться понять. А главное - есть мечта. Конечно, надо еще трудиться и трудиться, многому научиться, многое преодолеть, без этого нельзя, но пока есть мечта в душе, свет вдалеке и друзья у плеча - можно пройти сквозь огонь и не сгореть, переплыть через океан и не утонуть.

    Татьяна СНЕЖИНА,

    Новосибирск - Москва

    12 февраля 1995 года

 

Предисловие к первому изданию книги "Татьяна Снежина. Позови меня с собой" (1996).

 

"...Но пока есть мечта в душе, свет вдалеке и друзья у плеча - можно пройти сквозь огонь и не сгореть, переплыть через океан и не утонуть".

 

Этими строками Татьяна закончила автобиографию... Составители этого поэтического сборника поместили написанную Таней автобиографию перед вступительной статьей, понимая, что никто, кроме самого человека, не сможет сказать о себе искреннее и лучше. Но этот текст датируется 12 февраля 1995 года.

 

Что было потом?

 

14 февраля 1995 года - очередной приезд в Москву.

 

Приезд с сердцем, полным надежд на друзей, которых она любила и которые ей много обещали. Но предательство людей, из тех, кто называл себя ее друзьями, кого она не забыла в этом коротком повествовании о своей жизни, предательство рядовое, банальное и, стало быть, не только ранящее, но еще и убивающее что-то светлое в душе. И почти как следствие этого - крушение мечты, веры, творческих планов. Предчувствуя надвигающуюся беду, она еще в 1994 году написала в своей тетрадке строки:

 

Рассыпались слова,

Как бисер старых бус,

Остыла голова,

Я больше не вернусь.

 

Не было уже "мечты в душе", "друзей у плеча", и "свет вдалеке" готов был тоже померкнуть. Татьяна на какой-то миг перестала мечтать, перестала верить в справедливость, перестала творить. Она говорила: "Зачем, кому это нужно, тем более теперь, когда это не нужно даже мне".

 

И застыла душа, и слова невпопад...

Мысли роем уносят сознание в ад.

Что-то было не так, ничего не вернуть,

И надорванный парус зовет в странный путь...

 

Но это были эмоции - эмоции молоденькой, ранимой девушки, естественные эмоции простого человека. Конечно, душа страдает и ищет выход. Таня вновь пишет. Но то, что появляется из-под ее пера, пронизано ощущениями бессилия перед жестокостью жизни:

 

И снова в этой суете,

В потоке серых скучных будней

Пью каплю света в темноте -

Любовь и праздники не те...

 

Конец февраля 1995 года. Татьяна, пересилив разочарования, начинает поиск нового творческого коллектива.

 

Именно в этот момент в ее жизни появился Сергей, человек, которого она полюбила и с которым вместе она уйдет в Вечность... Но это будет потом, а пока преуспевающий российский музыкальный продюсер Сергей Бугаев получает и прослушивает аудиоматериал очередной "претендентки на эстраду", материал Татьяны Снежиной. Как он потом сам признавался не раз в кругу друзей, кассета с ее песнями незаметно перекочевала из стен студии к нему в автомобиль, и он несколько недель слушал Танины песни, слушал, забывая на миг, что это материал для работы. Слушал как обычный человек, слушал простые проникновенные слова:

 

Я нарисую в свой альбом

Рисунок черно-белый простым карандашом.

Высокую гору, на ней грустный дом,

Печальное небо и дождь за окном...

 

Весной 1995 года Татьяне Снежиной поступило предложение от Сергея Бугаева работать в студии "M & L Art".

 

Первые этапы этой работы были вначале похожи на бесконечные битвы - Татьяне не нравились трактовки ее песен аранжировщиками, аранжировщики, в свою очередь, не видели "коммерческих перспектив раскрутки ее материала". Эти трения, которым, казалось, не будет конца, возвращали в душу Татьяны боль и неверие, которые стали затихать после неудачного периода работы со студией "КиС".

 

А на улице дождь

Льет на окна печаль.

Все, конечно, пройдет,

Только прошлого жаль...

 

В этот критический момент Татьяне очень помогли талант и работоспособность Бугаева. Где-то терпением, а где-то жест-костью он добился взаимопонимания и творческого настроя в своем коллективе. Сама Снежина рассказывала: "Работа проходила по-разному. Бывает, спорим, даже ругаемся, но постоянно приходим к какому-то решению и результату. Если речь идет о моем творчестве, о том, что вышло из меня, то Сергей Иванович нередко мне уступает, дает мне больше высказаться, если же речь идет о профессиональной стороне, о сцене, аранжировках - я доверяю больше Сергею Ивановичу..." И стали появляться новые песни Снежиной. Они рождались трудно, работа велась кропотливо и тщательно. Некоторые песни записывались по 2-3 месяца, и это было так не похоже на то, как это делалось раньше, когда "московские друзья" умудрялись сделать аранжировку и запись 4-5 песен за неделю.

 

В мае 1995 года дебют новой песни Снежиной - "Музыкант".

 

Музыкант до рассвета

Пел мне песенку эту.

Что найду - я не знала,

Но уже не искала

Я к дороге обратной следы...

 

Работа шла, и немного менялся Танин стиль, и менялся подход студии к ее творчеству, они взаимно влияли друг на друга, и в воздухе уже витало ожидание рождения гармонии, которой так не хватало нашей эстраде. Как потом вспоминал один из аранжировщиков, "мы слишком долго пытались подтянуть Танины песни под мировые стандарты и неожиданно поняли, что это невозможно. То, что она пишет, не нуждается в сколь-нибудь серьезных обработках, все, что она пишет, должно звучать почти в нетронутом виде потому, что это то, что мы ждали, искали и долго не могли найти...". Бугаев и сам в одном из телевизионных интервью признался, что это была их удача - найти в одном лице и автора музыки, песен, и талантливого исполнителя. И понимая, наверное, в чем-то порочность современной эстрады, добавил: "В наших планах нет создания поп-дивы... это ни в коей мере не коммерческий проект... мы хотим, чтобы Танины песни просто услышали, чтобы у нее появилась своя аудитория..."

 

И эта аудитория стала появляться: были первые победы на различных конкурсах, первые овации и первые неудачи, первые телевизионные интервью и выступления, поклонники. Но Татьяну внешняя сторона жизни не прельщала, не являлась самоцелью. Главное для нее было писать песни и петь их для людей, пробуждая давно забытые чувства:

 

А где-то в распахнутом настежь окне

Горел мягкий свет, и, словно во сне,

Летели снежинки на свет в окне том

Под музыку, что напевал патефон.

 

Вот что она сказала в одном из интервью: "Я не ставлю сверхзадач, я просто иду шаг за шагом, пока хватает сил и дыхания..." И это не пустые слова. Снежина была очень работоспособным и требовательным к себе человеком. Она постоянно терзала себя вопросом, что живет не так, что еще мало сделала.

 

Скажи, что стоит жизнь моя?

Рисунков пару черно-белых,

Да несколько стихов незрелых?..

 

Творила везде, где могла, писала стихи на салфетках в кафе, на билетах в транспорте. Семья Снежиной бывала буквально в шоке, когда ее стихи находились повсюду, в конспектах, в бумажном мусоре и т. д. Она любила говорить: "Вот надоест писать, появится много времени, тогда возьмусь за старые записи - обработаю".

 

Но жизнь не давала ей передышки - учеба в институте, занятия хореографией, уроки вокала, репетиции, записи...

 

И казалось, что именно сейчас ей улыбнулась счастливая звезда - у нее была любимая работа, талантливый продюсер и друг, хороший творческий коллектив, был создан проект развития ее творчества. Планировалось в сентябре выпустить магнитоальбом, потом ряд клипов, к зиме за рубежом - лазерный диск. Но, очевидно помня о своем нелегком пути к успеху, о тех трудностях, которые предстоит преодолеть молодым талантам, Татьяна вместе с Сергеем создает Благотворительный культурный фонд помощи молодым исполнителям. Впереди было много целей и задач, и она бы с ними справилась... Но в душе было одиночество.

 

Одиночество - мой век. Одиночество

Рядом с именем моим, словно отчество.

 

И тут Судьба сделала еще один подарок Снежиной - Любовь. Примерно через два месяца после знакомства Сергей сказал Татьяне, что он ее любит и намерен сделать ей официальное предложение выйти за него замуж. Еще через два месяца он его сделал и получил согласие.

 

Свадьбу назначили на 13 сентября.

 

Люди, которые окружали эту пару в последние месяцы их жизни, говорили о том, насколько они были гармоничны вместе: два красивых человека, русская певица, поэтесса и продюсер, радеющий за славу российской эстрады, любящий мужчина и любящая женщина. Друзья Сергея вспоминают, что у него будто выросли крылья за спиной, что он светился изнутри и выглядел так, словно не было его счастливее на свете. Близкие Тани увидели резкий, как в русской сказке, расцвет девичьей красоты и какой-то внутренней мудрости. Они много пережили до встречи друг с другом: предательства любимых и нечестность друзей, крушение планов и потерю целей, разочарование в своей работе и бессилие перед равнодушием людей, - и теперь казалось, что они нашли то, что искали, к чему стремились, - свою последнюю пристань, пристань любви и счастья.

 

В конце пути - в финале всех тревог,

В конце пути - на стыке всех дорог,

Навстречу мы друг к другу подойдем,

И за руки возьмемся, и не упадем.

 

15 августа 1995 года радиостанция "Европа плюс" сообщит о предстоящей свадьбе Бугаева и Снежиной.

 

Татьяна и Сергей, на миг забыв о творческих планах, окунаются в приятные хлопоты. Уже куплены обручальные кольца и свадебное платье, подготовлены приглашения друзьям. Татьяна дарит чудесные строки своему возлюбленному:

 

Прости, мой верный талисман,

Что ты хранишь меня надежно,

А я кладу тебя в карман,

Ногтем царапая безбожно.

 

До венчания оставалось меньше месяца.

 

18 августа в 12 часов состоялась презентация нового продюсерского проекта.

 

Телевидение рассказывало об этом событии и молодой талантливой певице Татьяне Снежиной. Настоящим потрясением для собравшихся на этой "тусовке" были неожиданно исполненные Татьяной, вместо ожидаемых эстрадных песен, два романса "Звезда моя" и "Если я умру раньше времени...".

 

Звезда моя, ты не сияй в печали,

Не обнажай души моей при всех,

К чему всем знать, что нас с тобой венчали

И райский ад, и непорочный грех.

 

Она пела, и неизвестно, кто был больше потрясен - публика или те, кто, работая с Татьяной, долго и упорно отвергал эту сторону ее таланта. Можно только предполагать, как бы это повлияло на дальнейшие творческие планы ее коллектива. Через три часа Сергей и Татьяна уедут, и последнее, что услышит публика из ее уст, будут слова романса:

 

Если я умру раньше времени,

Пусть меня унесут белы лебеди

Далеко, далеко, в край неведомый,

Высоко, высоко, в небо светлое...

 

18 августа 1995 года в 17 часов они и их друзья отправились в предсвадебное путешествие в горы Алтая.

 

Последней из близких, кто видел их взаимное счастье, была мать Тани, когда из окна своего дома она провожала взглядом маленький микроавтобус. Если бы знать нам всем тогда, что он увозит их навсегда...

 

Все, что знаем мы о случившемся, - из скупых милицейских протоколов и показаний свидетелей:

 

"21 августа 1995 года на 106-м километре Черепановской трассы Барнаул - Новосибирск микроавтобус "ниссан" столкнулся с грузовым автомобилем "МАЗ". В результате этого дорожно-транспортного происшествия погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса: директор МКЦ "ПИОНЕР" Сергей Бугаев, певица Татьяна Снежина, кандидат наук Шамиль Файзрахманов, директор аптеки "Мастер-вет" Игорь Головин, его супруга врач Головина Ирина и их пятилетний сын Владик".

 

* * *

 

На месте гибели была найдена отснятая Таней, Сергеем и их друзьями в последний день жизни фотопленка. Многие кадры не пощадила кровь погибших, но составители книги сочли нужным включить эти фотографии в издание.

 

Рукописи не горят. Все, что было создано Татьяной Снежиной, этой юной и прекрасной русской девушкой, останется с нами. Останутся ее стихи, останутся ее песни, останется фонд, названный теперь в ее честь и в честь ее друга, останутся ее искренность и доброта, останется ее душа, светлая, как венчальное платье, ставшее в тот роковой день погребальным, и чистая, как российский снег.

 

* * *

 

Имя Татьяны Снежиной, наряду с другими талантливыми именами, без сомнения, в скором времени станет определяющим для нового этапа русской культуры конца двадцатого века, именем целого поэтического мира, объединившего в себе энергию обновления общества и нерушимую силу поэтических корней России, значимость которых мы ощущаем уже сейчас, во время острого дефицита гармонии и национальной культуры.

 

Творчество любого таланта неразрывно связано с его судьбой. Так и жизнь, и песни Снежиной слиты воедино, одновременно светлы и глубоко трагичны.

 

В этот сборник вошли песни и стихи разных лет. Они отражают творческие поиски автора, ее внутренний духовный мир на протяжении жизненного пути. При явных различиях они имеют объединяющую тональность: почти все песни и стихи пронизывает острая, щемящая душу грусть. В них выражены ощущение трагизма жизни, внутренняя боль и взволнованное, тревожное состояние личности.

 

Не стоит думать, что автор этих строф специально, по конъюнктурным соображениям выискивал болевые точки, чтобы произвести впечатление на публику. Достаточно самим повнимательней присмотреться к окружающей жизни, чтобы убедиться в этом.

 

Что нас окружает? Изменение нравов, стремление к материальным благам как к единственной цели и главному смыслу существования, усилилась тяга к показной роскоши, к престижности, к разного рода развлечениям. Внешне броское, поверхностное ценится неизмеримо выше, чем подлинное, глубокое, значительное.

 

Функциональность и расчет проникают и в область чувств. Человек нужен другому человеку лишь для "дела" не только в социальной, но и в интимно-духовной сфере.

 

Жизнь превращается в погоню за удовольствиями. Мы сами перед собой постоянно оправдываем бездуховное, эгоистичное, по сути, пустое существование. Главным врагом его становятся нежность, привязанность, потребность в ком-то, наша любовь, которая, впрочем, часто даже не успевает возникнуть, оказываясь препятствием на пути к примитивным наслаждениям.

 

Все труднее и реже понимают друг друга близкие люди, все острее ощущают они взаимную отчужденность, все чаще вспыхивают конфликты, вызванные нарушением душевных и духовных контактов, стремлением к кажущейся простоте и легкости. Но простое и легкое, построенное без труда, на поверку оказывается недолговечным и непрочным. Отношения между людьми оказываются поверхностными и легко рвутся. И это превращается в норму. Нормой становится Трагедия - Трагедия души.

 

Для молодых женщин нормой становится образ неодухотворенной вещи, которую можно купить, и неважно за что, валюту или рубли, удовольствия и необременительность отношений, славу и карьеру, сытую обеспеченную жизнь, квартиру в престижном районе. Главное - не продешевить... Только участники таких сделок не понимают, что можно продать тело и жизнь, но продать душу нельзя, рано или поздно она напомнит о себе. Останется ли время это понять и что-то изменить?

 

Нормой для мужчин становится образ плейбоя - множество легковесных связей, отсутствие глубокой привязанности к одному человеку, простота и цинизм в решении жизненных проблем. С таким мужчиной легко... легко, пока не наступит прозрение. Зачастую оно наступает очень поздно, когда тот, кто был "белой вороной", человеком "не от мира сего", современным Ромео, уже согласился принять те условия игры, на которые толкнула его жизнь. Опомнившись, мы пытаемся вернуть то, что потеряли, но содрогаемся от ужаса при виде пропасти, бездонной пустоты, которую сами же и создали. И опять Трагедия, трагедия неверия в чистоту человеческих отношений, в то, что есть на свете то ценное, ради чего стоит жить, трудиться, гореть и вдохновляться. И мы вступаем в порочный круг. Вот плата за нежелание преодолевать трудности, личные амбиции - плата за стремление получить все сразу и без проблем.

 

И все же боль от непонимания, от легко рвущихся отношений между людьми - не самое важное в творчестве Тани. Она прежде всего стремилась раскрыть значительность и глубину человеческих чувств. Тем самым она возвращала нас к потерянной нами истинной мере человека - его душе, великой и непреходящей ценности. Каждая душа неповторима и несет в себе целый мир. Она цельна и единична по своей сути, незаменима, и отведение ей второго плана в спектакле жизни оборачивается почти всегда бедой в личной, интимной сфере жизни и обретает глубокий трагический смысл.

 

Снежина глубоко лично воспринимала трагедию каждого человека, это, пожалуй, и был ее главный "литературный прием", основа ее таланта.

 

Так уж заведено, что поэтические издания предваряют статьи критиков или маститых литераторов, где скрупулезно, шаг за шагом проводится анализ текстов, поиск глубинного смысла. Мы не будем этого делать, точнее - мы не сможем этого сделать, как, наверное, не сможем измерить человеческую душу, до конца постичь человеческие чувства.

 

Поэзия Снежиной далека от академизма, скорее она ближе к народному песенному творчеству. Конечно, при желании можно найти огрехи в стиле и рифмах ее стихов, но никому не найти в них фальши и неискренности. Почти каждое стихотворение рождалось на свет как песня и имеет свою мелодию. Трудно порой отличить, где кончается песня и начинается стих. Жаль, что книга не может передать неповторимость и красоту ее мелодий, ее голоса. Как цыганские романсы почти невозможно слушать, сидя в театральном кресле, так и эта книга вряд ли станет лишь украшением книжной полки. Удел ее поэзии - жить в человеческом сердце вместе с памятью об этом прекрасном человеке, вопреки той роковой осени 1995 года.

 

Эта осень пришла так рано,

Не спросившись и не постучав,

В не зажившую в сердце рану

Вихрем огненным ворвалась.

 

После Таниной смерти остались сотни набросков, незаконченных песен и недописанных строф. Но так ли уж они незакончены? Может, в их кажущейся незавершенности, в тех многоточиях, что как будто бы обрывают мысль, и таится вся мудрость, глубина внутреннего прозрения, которую она пыталась нам донести.

 

А душа устала изливаться

И держит все в себе,

Чтоб не упасть, и не сорваться,

И не разбиться в пустоте...

 

Эти многоточия - приглашение нам, живущим, найти свою дорогу, свой единственно верный путь души.

 

Плакала ночью звезда о том, что ушло навсегда,

О том, что напрасно сияла и солнце достать не смогла...

 

Откуда столько трагизма в мыслях молодой, красивой девушки. Думаю, трудно будет отыскать среди молодых поэтесс ту, которая столько бы написала о расставаниях и несчастной любви, сколько Снежина.

 

Я закрываю библию своей любви...

Пусть не прочитана она, но я должна,

Должна поверить в то, что не смогла

Разжечь огонь, сжигающий дотла.

 

Должна поверить в то, что не найду

Мою с небес упавшую звезду.

Должна закрыть глаза и сердце сжать,

Как можно дальше от любви бежать.

 

Огонь чувств, кажется, готов испепелить юное сердце поэ-тессы, и мы на волне переданных нам ее эмоций верим, что все это происходит с ней, с Татьяной... Вот она, истинная мера таланта - способность прочувствовать и пережить вместе с другим его радость или горе, пропустить через свое сердце чужую боль, через свою душу - трагедию чужой души. И заставить нас поверить, что все это было... Жизненный опыт Снежиной - это опыт ее души по прочтению человеческих судеб.

 

Но даже в самых грустных стихах она оставляет надежду на счастье. Всякий разрыв с любимым, всякий уход - это символическая дверь в новую жизнь, напоминание нам, что через страдания и терпимость очищается человеческая душа.

 

И любовь - не любовь, и мечта - не мечта,

И дорога в цветах оказалась не та...

За туманом судьбы, за кромешною тьмой

Ветер странных надежд снова спорит со мной...

 

Пытаясь сделать людей добрее, разбудить их души, найти гармонию в окружающей действительности и натыкаясь лишь на сытое безразличие и циничное предательство, она приходит к мысли, что в этом мире встреча со злом неизбежна:

 

"...Куда податься человеку, подошедшему к тяжелым дверям адского храма Жизни? Ведь за дверями так много манящего, тянущего, отпугивающего, злого, доброго, прекрасного и ужасного... И хочется идти к манящему, доброму и прекрасному, но на пути обязательно есть что-то отпугивающее, злое, ужасное. И хочется обойти стороной это зло, но оно все равно обязательно встретится на пути. Не сейчас, так позднее..."

 

В поисках выхода ее взор невольно обращается к заоблачным далям, за линию горизонта, в неведомые края. В ее лирике утверждается, как одна из основных творческих тем, тема свободы, ухода от обжитого и привычного в еще не познанное. Такая тяга к свободному полету говорит о желании найти место на земле, или в другом мире, где человек будет счастлив.

 

Я в путь не возьму ничего

И лишь оглянусь на пороге,

Уйду от земного всего,

Чтоб ближе стать к Господу Богу...

 

Мечтая о своем маленьком счастье, Таня в мыслях улетает то с "грозой ночной", то "ласточкой в небо", то листочком осенним. Ее мечты искренни, и поэтому в своей поэзии она легко сливается воедино с тем миром, в котором царит романтика дорог и приключений, где простота и бедность - синонимы душевности и чистоты, где вдали от мирской суеты царят справедливость и гармония.

 

Но путь - это только путь. И есть еще дом. В ее лирике это не просто жилище, это целый мир, где есть друзья, любимые, близкие люди, где счастье и горе. Дом - это ее корни, то, что взрастило и питало ее душу и творчество. И потому мы читаем:

 

Я с покаянием вернусь в тот дом

И на колени встану пред крестом.

Молитвою святою с грешных губ

Перечеркну немую тишину.

 

Она всегда возвращалась домой в своих мечтах и стихах, не смогла вернуться только в жизни однажды - 21 августа 1995 года - помешала Смерть...

 

Признание не успело принять Таню в свои объятия. Но мы уверены, что ее поэзия достучится в сердца людей и эта книга найдет своего читателя. И признание придет...

 

Пусть я жила без времени,

Пусть я жила неправедно.

Вы лишь теперь простите мне

И все поймите правильно.

Вадим Печенкин,

январь 1996 года, Москва

Предисловие ко второму изданию книги "Что стоит жизнь моя?" (2001).

Кто сможет оценить? Ты сам? Другие люди? Судьба? Что нужно положить на алтарь Судьбы, чтобы она даровала тебе вечную жизнь, жизнь в памяти, сердцах и умах людей? Наверное, свою душу и талант.

* * *

В дни трагических событий августа 1995 года казалось, что с уходом из жизни этой прекрасной девушки уходит из мира ее Душа и ее Творчество. Но одновременно, как ни кощунственно это может звучать, с приходом смерти острее вдруг стало восприятие ее лирики, глубже понимание ее прозрения, ее жизненной Философии. Чтобы понять и полюбить Жизнь, нужно, чтобы пришла Смерть... С каждым новым днем, с каждым прочтением ее строк, звучавших порой как завещание оставшимся жить, для близких, друзей и поклонников ее таланта становилась очевидной необходимость донести ее поэзию и музыку до людей.

Свет ее души, отраженный в ее песнях, делал с людьми чудеса - они становились добрее... становились частью ее поэзии... частью ее мира. У многих в те дни возникало ощущение, что ее душа где-то рядом... защищает и помогает...

Спонтанно возникает Концерт-Реквием. Более десятка самодеятельных и профессиональных музыкантов собрались вместе в Новосибирске, чтобы почтить память Татьяны и Сергея. Воодушевление, замешанное на горе, энтузиазм - как последняя дань погибшим... И... в это трудно верить, ни одного огреха, ни организационного, ни технического. В это не могли поверить никто в том зале... зале, наполненном душой Тани и Сергея.

Потом мысль о незаконченном Таней песенном альбоме.

Фактически впервые официально ее песни увидели свет на сороковой день после ее гибели. В сжатые сроки, на честности и энтузиазме многих людей был издан первый магнитоальбом Т. Снежиной "Вспомни со мной". Это символичное название было придумано самой Татьяной в ходе работы незадолго до гибели.

Тогда же выходит первый документальный фильм о Татьяне Снежиной "Они были молоды". Творческий коллектив смонтировал фильм буквально за одну ночь, мешало только одно - слезы. Работая, плакали все - и режиссер, и техниче-ские работники, но фильм строился на ЕЕ песнях, и это спасало.

В память о трудной судьбе молодого автора и в продолжение дела, начатого Татьяной Снежиной и Сергеем Бугаевым, был создан "Благотворительный культурный Фонд" поддержки молодых талантов их имени. Позднее был учрежден ежегодный приз имени Т. Снежиной "Серебряная снежинка", вручаемый за наибольший вклад в поддержку молодых талантов.

В ноябре 1996 года вдохновленный ее творчеством коллектив издательства "Вече" вместе с семьей Татьяны готовит и выпускает первый тираж поэтического сборника Снежиной - "Что стоит жизнь моя?". Эти выпуски кассет и книги не коммерческие, они не предназначались для продаж и поэтому не рекламировались. Но в короткие сроки почти весь тираж разошелся по России, книги искались в библиотеках, кассеты переписывались друг у друга...

Часть кассет и книг в том же году попала в руки к профессионалам. Танино творчество привлекло внимание таких именитых и талантливых людей, как Игорь Крутой и Иосиф Кобзон. Ее песни начинают исполнять звезды российской эстрады. Уже в декабре 1996 года песня Снежиной "Перекресток" в исполнении дуэта "Вкус меда" входит в "горячую десятку" музыкальных хитов. Позже "Русский радиохит" размещает в своем альбоме эту же песню, но уже в авторском исполнении. Появляются магнитоальбомы Лады Дэнс с песнями "Будь со мной" и "Нас больше нет", Алисы Мон со "Снежинкой", Михаила Шуфутинского с песней "Сколько лет", снова "Вкус меда" с "Фантазией снега" и другие. Танины песни начинают звучать на концертных площадках разных городов, на радио. Они становятся танцевальными хитами на дискотеках. А вскоре, за два дня до дня рождения Татьяны, 12 мая 1997 года около 12 часов дня слушатели "Русского радио" были потрясены новой песней Аллы Пугачевой "Позови меня с собой".

На фестивале славянского творчества в г. Витебске Примадонна назвала имя автора - Татьяна Снежина.

Потом было победное шествие этой песни по радио- и телевизионным программам, по эстрадным площадкам и концерт-ным залам России, ближнего и дальнего зарубежья. Во многих аудиториях, едва начинали звучать первые аккорды этой песни, люди вставали и слушали стоя, подпевали, скандировали, устраивали бесконечные овации.

Всем стало ясно - надо готовить концерт.

Вдохновение и творческий подъем сотен людей позволили в короткие сроки подготовить и провести уникальный по своей сути концерт, который состоялся пятого ноября 1997 года в Государственном центральном концертном зале "Россия" при полном аншлаге. Лучшие исполнители страны пели песни молодого автора, ушедшего из жизни, имя которого еще недавно знали немногие. Состояние аудитории по завершении концерта можно было бы охарактеризовать одним словом - потрясение. Многие плакали, другие находились в состоянии светлой грусти и очарования музыкой и искренностью чувств Татьяны, донесенных ею людям прозвучавшими здесь песнями и стихами. Равнодушных не было никого. Стало ясно, что родилось не просто новое имя в искусстве, родился новый мир - мир Татьяны Снежиной.

Огромную популярность сразу же приобрели "Музыкант" в исполнении Кристины Орбакайте, "Сон" - Татьяны Овсиенко, "Песня для тебя" - Михаила Шуфутинского, "Было время" - Льва Лещенко, "Дом на высокой горе" - Лолиты Милявской, "Что стоит жизнь моя" - Николая Трубача и многие другие, принимаемые слушателями "на бис".

Можно смело сказать, что именно с этого момента душа Татьяны получила второе рождение. Общество, потрясенное судьбой этого таланта, в очередной раз задумалось о десятках других молодых дарований, которыми так богата наша страна. Участники и устроители концерта отказались от своих гонораров, и деньги были переданы на поддержку молодых талантов.

Телевизионная версия концерта (телефильм в двух частях) вышла в эфир на одном из центральных каналов российского телевидения в конце декабря того же года и в дальнейшем неоднократно повторялась по просьбам телезрителей. Уже в наступившем новом 1998 году по материалам концерта был выпущен двойной музыкальный альбом "Позови меня с собой". В него вошли двадцать две песни в исполнении звезд Российской эстрады. Этот альбом побил все рекорды по объемам продаж и изданиям так называемых "пиратских" копий.

Десятки газет, телевизионные каналы, радиостанции вза-хлеб рассказывали о жизни и творчестве Татьяны Снежиной. Публика, потрясенная теми 22 песнями, которые прозвучали со сцены и вышли в альбоме, была поистине шокирована, узнав, что они были почти наугад взяты из 200 написанных 23-летней девушкой по имени Татьяна.

В 1997, 1998 и 1999 годы Татьяна Снежина становится лау-реатом Всероссийского телевизионного музыкального конкурса "Песня года". В 1998 году творчество Татьяны было представлено в трех номинациях Национальной Российской премии "ОВАЦИЯ". На церемонии вручения призов "золотых ладоней" была удостоена песня "Позови меня с собой", бесспорно признанная хитом года. Композитор, народный артист России Игорь Крутой, находясь в одной номинации с Татьяной, как лучший композитор года, торжественно отказался от победы в пользу Тани. Ее звездный час... Могла... мечтала ли она в своих девчоночьих грезах об этом. А может, она на самом деле была мудрее и чище нас и эта "суета" была бы ей чуждой?

"Просто так надо жить,

Чтоб неустанно радость и любовь дарить

Всем тем, кто здесь в гостях.

Мы в этой жизни только гости..."

Конечно, как всегда водится в шоу-бизнесе, не обошлось без спекуляций и домыслов. Дошло до того, что некоторые "экс-перты" утверждали, что такого автора нет и не могло быть, а прозвучавшие песни - это плод труда целого коллектива именитых поэтов и композиторов.

"Как трудно в этом мире жить,

Ждать счастья, верить и любить.

Как сложно верный путь избрать,

Где зло, а где добро узнать".

Но народ своей душой чувствовал правду. Со всех уголков страны шли восторженные письма, в которых люди зачастую выражали благодарность за то, что смогли получить доступ к творчеству Татьяны, делились своими горестями и радостями, рассказывали об откликах в своих сердцах поэзии Снежиной.

"...не жалей того, что было в прошлом,

Лишь постарайся вспоминать

Все то, что для тебя всего дороже,

И тех, тебя кто будет вспоминать".

Позднее, Танина песня "Мы в этой жизни только гости" стала завершающим аккордом возрожденных Пугачевой Рождественских встреч и своеобразным символом единения творческих людей на "Славянском базаре" 2001 года в Витебске, где ее слушателями оказались народы и Президенты трех братских славянских государств - России, Украины и Белоруссии.

Любовь и интерес к творчеству Снежиной не ограничились только Россией. Ее песни зазвучали и в Украине, и в Прибалтике, и в Европе, и в Соединенных Штатах Америки. Одна певица из Японии прислала письмо, в котором говорила о том, что Танино творчество созвучно ее творчеству, а песни, прочно вошедшие в ее репертуар, понятны и близки японскому слушателю.

Стали выходить нотные сборники, песни поются во время застолья и в залах караоке.

Творческий коллектив приступил к съемкам нового документального фильма о ее судьбе.

К Таниным произведениям потянулись не только любители музыки. Многие люди находят в ее текстах и глубокое философское содержание, и метко подмеченные и талантливо сформулированные трепетные состояния человеческой души, чистые, добрые чувства...

"Спасибо воле провиденья

За те недолгие часы.

За те безумные мгновенья,

Когда мы клали на весы -

Налево - быт, заботы, славу,

Направо - слезы, веру и любовь...

Та чаша, что лежала справа,

Была весомей вновь и вновь..."

Что-то свое в Таниных стихах и песнях находят люди самых разных профессий и возрастов - от подросткового до преклонного. Те немногие экземпляры книг, которые получили свободное хождение, зачитываются до дыр. Ее хотят читать, петь. Ей посвящают литературные чтения, тематические вечера о ее творчестве. На ее стихи пишут музыку и композиторы, и учащиеся музыкальных учебных заведений. Создают уголки Т. Снежиной. О ней пишут стихи, ей хотят подражать.

Группа молодых альпинистов, влюбленных в Танину лирику, совершила "тематическое" восхождение на одну из непокоренных ранее никем горных вершин Алтая. По праву первооткрывателей они присвоили ей имя "Пик Татьяны Снежиной" и заложили на вершине капсулу с удостоверяющим это событие актом и книгой ее стихов "Что стоит жизнь моя?".

С момента выхода первого поэтического сборника прошло более пяти лет. Часть материалов не вошла в первое издание. Идею издания нового сборника подсказали письма и отзывы многих и многих почитателей ее таланта, которые раннее не смогли получить полный доступ к ее творчеству.

* * *

Любовь моя - чудо безвести пропавшее.

Дети мои - тетради, со стихами истлевшие.

Счастье мое - цветы на могиле увядшие.

Жизнь моя - память в душах ваших тепло нашедшая…

Эти слова сказала Таня своей маме во сне на сороковой день после гибели.

Сейчас, когда уже прошло шесть лет, как нет с нами Татьяны, можно твердо сказать, что память о ней нашла тепло в миллионах и миллионах человеческих душ, а значит, ЖИЗНЬ ЕЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…

Вадим Печенкин, 2001 год.

"ВЕДЬ ВЫ НЕ ЗНАЛИ ОБО МНЕ"

14 мая 2002 года поэтессе, композитору и певице Татьяне Снежиной исполнилось бы 30 лет

Весной 1997 года страна была потрясена новой песней Аллы Пугачевой "Позови меня с собой". Сейчас бесполезно приводить цифры официальных тиражей кассет и компакт-дисков или подсчитывать тиражи пиратские. Достаточно сказать, что еще многие месяцы эта песня заполоняла наши улицы, звуча изо всех киосков звукозаписи - а это самый главный показатель популярности и всенародного признания. Слова буквально западали в душу, а мелодия сразу ложилась на память. Оставалась неизвестной лишь фамилия автора. Однако в мае на фестивале "Славянский базар" в Витебске Примадонна назвала ее - Татьяна Снежина. Выяснилось, что эта молодая девушка написала около 200 стихов и песен, но новых строк поклонникам ее творчества уже не суждено дождаться - в августе 95-го Татьяна Снежина трагически погибла. Ей было всего лишь 23 года…

Было время, были все дома большими,

И деревья до небес росли вокруг.

Птицы с крыльями, как небо, голубыми

Крошки хлебные из наших брали рук.

В детстве действительно все дома и деревья кажутся выше, небо голубей, а солнце ярче, где бы оно ни светило. Танино детство прошло под небом разных широт - будущая поэтесса появилась на свет в 1972 году в… нашем городе. Да, родиной Тани был Луганск.

Однако вскоре после рождения дочери ее родители переезжают с Украины на Камчатку. Потом будут еще переезды, будет Москва, будет Новосибирск. Судьба семьи военнослужащего очень часто предполагает сборы, переезды, смену обстановки, городов. Но для маленькой Тани это были не только новые ощущения, эмоции и жизненный опыт: неизбежные разлуки учили ценить дружбу, искренность, верность, человеческое тепло. С ранних лет переполнявшие ее чувства и впечатления она привыкла доверять бумаге. Родные вспоминают, что черновики и стихотворные наброски буквально заполоняли дом - Таня писала на случайных обрывках, салфетках в кафе, проездных билетах. Ее впечатлительная натура искренне реагировала на окружающий мир, облекая чувства в поэтические строки.

Среди школьных стихов Тани можно найти посвященные Пушкину, декабристам, Зое Космодемьянской, многим событиям личной жизни. Однако со временем те самые "вечные" вопросы все больше начинают волновать душу девушки. В стихах все чаще встречаются понятия "судьба", "верность", "ложь", "предательство", "разлука". В какой-то момент появляется и слово "смерть". О смерти, в том числе и собственной, Таней написано немало. Но если вначале это были стихи молодой девушки, пытающейся рассуждать о собственной кончине, но при этом верящей, что молодой и красивой она проживет вечно, то со временем подлинного трагизма становится все больше и больше. К Тане приходит пора взросления и внутренней мудрости.

Я сегодня далеко

От того святого места,

Где все было так легко,

Потому что было детство.

Впрочем, жизнь не давала передышки. Уже твердо решив стать врачом и поступив во 2-й Московский медицинский институт, Татьяна продолжает заниматься творчеством. В студенческой среде появляется возможность показать свои песни не только в тесном кругу, но и на более широкой благожелательной аудитории. Во многом к удивлению Тани, ее выступления на студенческих вечерах сразу понравились, кто-то записал их на магнитофон, и кассеты быстро разошлись в достаточно широком кругу друзей, их родственников и знакомых. Так, помимо первого столь дорогого общественного признания, пришла необходимая уверенность в своих силах и желание поделиться своим творчеством с большим количеством людей. Но впереди ждал мир шоу-бизнеса со своими жестокими законами и реалиями.

Татьяна решает взять себе псевдоним Снежина. Быть может, здесь нашли отражение памятные с детства снега Сибири и Камчатки, быть может - сам снег, состоящий из мириадов отдельных совершенств и символов гармонии - снежинок. Безусловно, был здесь и отзвук Таниной души, открытой окружающему миру и максимально честной в своем творчестве. Началась работа.

Сама Татьяна Снежина вспоминает это время как очень непростое для себя. Одно дело - доверять свои мысли и чувства бумаге, некоторые из них перекладывать на музыку и делиться этим со своими близкими людьми. Совсем другое - когда к твоим произведениям прикасается безжалостная порой рука профессионала, правящая их в соответствии со своим пониманием успеха. Как известно, творческие личности с трудом уживаются друг с другом, кому-то приходится подстраиваться, искать компромисс, а порой идти и на разрыв. Но в любом случае, путь к вершине предполагает полную отдачу и работу на износ. Творческая биография Татьяны Снежиной не стала исключением. Были ссоры и примирения с друзьями-музыкантами, операторами, аранжировщиками. Были бессонные ночи в прокуренной студии, бесконечный кофе, споры "как лучше", первые успехи и неудачи. В такие минуты и приходит понимание, что у победы много отцов, и лишь поражение всегда сирота.

Свой эстрадный опыт Татьяна приобретает, дебютируя 1994 году на сцене московского Театра эстрады и выступая затем на молодежных конкурсах, различных эстрадных площадках, клубах. Появились первые интервью на радио. Характерно, что учебу в институте Таня не бросила, и намерена была его окончить, невзирая на все трудности концертной жизни. Продолжая всерьез заниматься медициной, она не оставляла занятий хореографией и вокалом. К сожалению, и здесь приходилось то и дело сталкиваться не только с непониманием, но и рядовым предательством людей, которых она считала своими друзьями. Все эти крушения надежд и человеческие разочарования не могли не найти отражения в стихах Татьяны. Читая эти строки, видишь, насколько порой ранимой и беззащитной была она, с каким большим трудом давалось ей преодоление очередного удара судьбы.

В начале 1995 года записи Татьяны Снежиной попадают к музыкальному продюсеру Сергею Бугаеву, который вскоре предлагает ей работать в студии "М&L Art". Нельзя сказать, что сотрудничество начиналось гладко и без взаимных претензий, но на этот раз все споры приводили в итоге к общему согласию, и работа стала продвигаться. Во взаимном влиянии друг на друга постепенно менялось как творчество Тани, так и отношение к нему со стороны студии. Общая цель и совместная работа сближали, и через какое-то время Сергей Бугаев объяснился Татьяне в любви и сделал официальное предложение. Их свадьба была назначена на середину сентября.

Как бы кропотливо и тщательно ни велась работа, результат все же появился на свет - двадцать одна песня альбома "Вспомни со мной" - то грустный, то радостный диалог Тани Снежиной со своим внутренним миром. Увы, порадоваться выходу первого альбома ни Татьяна, ни Сергей не успели. Проведя 18 августа 1995 года презентацию альбома, они отправились в совместную поездку на Алтай…

Если я умру раньше времени,

Пусть меня унесут белы лебеди

Далеко, далеко, в край неведомый,

Высоко, высоко, в небо светлое…

Суконные строки милицейского протокола гласят: "21 августа 1995 года на 106-м километре Черепановской трассы Барнаул-Новосибирск микроавтобус "ниссан" столкнулся с грузовым автомобилем "МАЗ". В результате этого дорожно-транспортного происшествия погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса: директор МКЦ "ПИОНЕР" Сергей Бугаев, певица Татьяна Снежина, кандидат наук Шамиль Файзрахманов, директор аптеки "Мастервет" Игорь Головин, его супруга, врач Головина Ирина и их пятилетний сын Владик".

Безжалостный рок, нелепый случай перечеркнул жизни сразу нескольких людей с их планами, мечтами и надеждами на будущее.

В 1996 году увидел свет первый поэтический сборник Татьяны Снежиной "Что стоит жизнь моя?" Однако настоящее признание к поэтессе и певице пришло, когда ее музыкальные записи попали к Игорю Крутому и Иосифу Кобзону. В кратчайший срок песни Снежиной получили известность, а вскоре удалось подготовить и провести уникальный концерт ее памяти. Могла ли мечтать девочка, выросшая когда-то под "Арлекино", "Песню о далекой родине", "Не плачь, девчонка", что кумиры ее детства и звезды нового поколения будут с одной сцены исполнять ее песни? Слишком часто человек преодолевает свой путь, а признание его задерживается где-то по дороге. И все же на том памятном концерте 97-го года Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Кристина Орбакайте, Михаил Шуфутинский, Лада Дэнс, Елена Борисенко и многие другие артисты поистине вдохнули вторую жизнь в творчество Татьяны Снежиной.

Впоследствии 22 песни в исполнении участников концерта и самой Тани выходят двойным диском "Позови меня с собой", издаются ее песенные и нотные сборники. Два года подряд, в 97-м и 98-м годах, она становится лауреатом конкурса "Песня года", а в 1999 году удостаивается диплома лауреата телевизионного фестиваля "Из ХХ в ХХI век". Будучи заявленной сразу в трех номинациях Национальной премии "Овация", Татьяна Снежина награждается как автор лучшей песни - "Позови меня с собой". Ее песни звучат на просторах всего СНГ, в Прибалтике, Польше, Чехии, США, Японии. В России существуют фан-клубы певицы, а один из пиков в Джунгарском Алатау назван ее именем. К сожалению, жизнь не всегда бывает справедлива, а для смерти ни молодость, ни талант не имеют значения.

14 мая 2002 года Татьяне Снежиной исполнилось бы 30 лет. Вот уже скоро семь лет, как ее нет с нами. Не успев по-настоящему раскрыться на земле, ее талант сразу стал принадлежать миру вечности, а Таня ушла, чтобы возвращаться к нам своими песнями и стихами. Так тает снежинка, чтобы потом напоминать о себе благодатным дождем.

Я буду первый дождик запоздалой весны,

Я буду первой каплей, разрушающей сны,

Я буду первой радугой за мокрым окном

С дождем.

Твой первый дождь…

--------------------------------------------------------------------------------

Ольга Львова

(газета "21 век", Луганск, 14 мая 2002г.)

 

Наверх

 

 

 

Другие статьи и ссылки на сайты

Сайт создан в системе uCoz