Страница памяти Алексея Машенцева

29.03.1975 - 12.08.2003

 

Биография

МАШЕНЦЕВ Алексей Николаевич родился 29 марта 1975 года в Саратове, где и проживал, учился, работал, творил.
Лучше, чем написал о себе сам Алексей, пожалуй, не скажет никто, поэтому без цитат мне не обойтись. В Лешиных стихах – и его жизнь, и его характер, и его взаимоотношения с окружающими, и даже (воистину гениальный поэт – всегда пророк!) его судьба.

Жил весело – такое было время.
Любил кутить, был выпить не дурак,
Любил людей – дружил почти со всеми.
И остальным, по сути, был не враг.

(1994)

Таким был Алексей Машенцев, для друзей просто Мар, чаще Марушка. Прозвище, появившись в старших классах математической школы, стало его вторым именем. После школы Мар одновременно поступил сразу на два факультета Саратовского госуниверситета: мехмат и филфак. Филолог победил.
Стихи Алексей писал еще в школе, участвовал с ними в поэтических конкурсах, но именно в период обучения на филфаке он по-настоящему расцвел. Ни одно поэтическое собрание, ни один день рождения или просто совместное времяпрепровождение за бутылочкой не обходились без Лешиных стихов. Мар великолепно читал собственные произведения, что наложило колоссальный отпечаток на восприятие его текстов. Он мог держать внимание публики бесконечно долго, покоряя всех своим сверхчеловеческим обаянием и неиссякаемым юмором, каждую минуту выдавая искрометные экспромты, а слушатели все равно требовали новых стихов. Блестящий и тонко чувствующий актер, Мар великолепно исполнял не только свои произведения, но и чужие, становясь их соавтором. Он пел под гитару Высоцкого или Башлачева – и люди мгновенно замолкали. Читал «Черного человека» Есенина – и люди плакали.
К собственному творчеству Мар относился трепетно, но с иронией:

Блок надоел, Пастернак опостылел –
Аль самому что ль чего написать?
Вспомни-ка, Леха, былое – не ты ли
Делал такое, что так твою мать!

Ты, брат, читаешь – и все замолчали,
Ты, брат, закончил – все «браво» кричат…
Вот, разве что на руках не качали.
Следует думать, что тяжеловат.

Да, времена офигенные были.
Вспомнишь – и враз на душе благодать…
Блок надоел, Пастернак опостылел –
Аль самому что ль чего написать?

(1994)

Вопреки сложившемуся стереотипу о несостоятельности филологов как самобытных поэтов, стихи Мара всегда узнаваемы, даже если в них есть заимствованные образы или цитаты. Все они, проходя через внутренний мир автора, будучи им самостоятельно переосмыслены и переоценены, представали совершенно в ином свете. Практически все (особенно ранние) стихи Мара отличает тонкая, теплая ирония по отношению к герою стихотворения, к самому себе, к читателю:

Стихи… Простор для критики немалый –
Помелешь языком про узость тем,
Про то, что подражал кому попало,
И неудачно. Или не совсем…

(1994)

Буквально любую ситуацию Мар мог обыграть в стихах. Сидя на какой-то лекции и жестоко страдая от чрезмерного злоупотребления крепкими спиртными напитками накануне вечером, Алексей обратился к сидящей впереди, жующей соседке с просьбой дать ему печенье, и, получив целых три, был так тронут, что за пять минут написал следующее стихотворение:

Есть бог на свете, верьте люди!
Он говорил еще давно:
«Просите, и дано вам будет».
Я попросил, и вот – дано.

Мне важен факт, а не печенье,
Печенье – ноль, печенье – тьфу.
Им вдохновленное творенье
Сплетает за строфой строфу.

О том, что я без мордобоя
И без финансовых затрат
Стал сразу счастливее втрое,
Жизнеспособен, сыт и рад!

(1996)

Артистический дар и склонность к мистификациям особенно сильно проявились в одном, к сожалению, так и несостоявшемся проекте. В 1995-1996 годах совместно с Татой Кочелаевой Алексей планировал написать ряд стихотворений, выдав их за произведения малоизвестной поэтессы Серебряного века Полины Богуш (она же Леди Апрель, она же Апрелесса). Вот одно из стихотворений, принадлежащих перу этой вымышленной поэтессы:

Земную жизнь пройдя до половины
(И ту не так!),
Сжигаю лавры новой Черубины
Де Габриак.

Не разобрав дороги из-за дыма
От папирос,
Я шла не так, и не туда, и мимо,
И под откос.

И все жива… Вот здорово! Вот ловко!
А все же жаль…
Ну что ж? Свита в Елабуге веревка
Не для меня ль?

Не мне ль к самой себе прийти с повинной
И умереть,
Земную жизнь пройдя до половины
(Или на треть)?

(1994-1996)

Алексей безусловно пользовался популярностью. Ежегодно он писал «пуримшпили» для саратовской синагоги, в которых отображалось его личное индивидуальное прочтение известных библейских сюжетов. Естественно и сам процесс написания этих пьес не мог быть не запечатлен Маром в стихах:

Сегодня Пурим! –
А Лехе плохо,
Сидим и курим,
Послушай, Леха!
Ты нам поставишь?
Так ставь скорее,
Хоть ты картавишь,
Тут все евреи,
Весна грохочет
По крышам гаммы,
Раз Юрик хочет –
Налей «Агдаму»,
А путь до рая
Тернист и труден.
Хочу в Израиль! –
Да все там будем.
Сегодня Пурим,
Весна как осень,
Сейчас докурим,
Возьмем и бросим,
Пока мы живы,
Послушай, Леха!
С хорошим пивом
И жить неплохо,
А ближе к ночи –
С красивой дамой…
Короче: хочешь
Еще «Агдаму»?

(1992)

Закончив в 1998 году филфак, Алексей стал работать программистом. Очевидно, на этот раз победил математик. Через год женился, обретя в жене не только друга, но и верную поклонницу, Музу, мудрого советчика. Алексей пробовал себя в крупных жанрах, пытался писать драмы, прозу; стихи стали появляться реже, каждая строчка переписывалась по много раз. Огромное количество интересных проектов осталось незакончено.
В зрелых произведениях Мара все меньше беззаботной иронии, в них проскальзывает глубинная грусть, явно превалирует философское начало:

Снегом позапрошлой зимы,
Каплями минувшего века
Стаем потихоньку и мы
В некую безбрежную реку.

Снег не оставляет следов;
И никто вовек не узнает,
Как мы искушали богов,
Как мы собирались не таять,

Как любили чуть погодя,
Щекоча усталые нервы,
Спорить, словно капли дождя:
Кто на землю выпадет первым?

(2002)

«Дар поэта каркать – не скинешь, не продашь, не обменяешь на что-либо нужное в хозяйстве», – говорил Мар. Истинность этого изречения понимаешь после прочтения следующих строк:

Нелепой смертью в автокатастрофе
Погиб я и остался навсегда
Металлоломом вперемежку с кровью.
Где ж ты была тогда, моя звезда?..

(1991)

12 августа 2003 года Леша погиб в автомобильной катастрофе. Свой собственный поэтический Памятник Мар сформулировал в посвящении почти забытому сегодня французскому поэту Тристану Корбьеру:

Ты жив – во мне. И как бы ни был долог
Текущий оборот небесных сфер,
Покуда жив хотя б один филолог,
Ты тленья убежишь, Тристан Корбьер!

(дата написания неизвестна, стихотворение не окончено)

Быть может, кому-то это покажется банальным, тем не менее: до тех пор, пока у поэта есть читатель, он продолжает жить. И я уверена, что с течением времени круг читателей и почитателей Алексея Машенцева и его творчества будет только увеличиваться.

Я ПИШУ НЕ С ТОГО СВЕТА, НО ЧТО-ТО ОКОЛО ЭТОГО...

Я пишу не с того света, но что-то около этого:
Не заметил, как снесли ларек через улицу,
впрочем, если на свете этом больше нет его,
между этим и тем оппозиция нейтрализуется.
Времена не меняются, это честней, чем политика;
важно это понять до того, как с листиком фиговым
мы предстанем перед лицом Триединого Критика
и пойдем по одной статье, от Гомера до Пригова.
Вот тогда и скажи: «Писал, но это ли главное?..»
Или даже не так, если врешь - выходит вычурно;
лучше просто: «Если б Ты знал, до чего же славно я
пожил, дожил, выжил» (ненужное - вычеркнуть).


Об Алексее Машенцеве

Жил весело - такое было время.

Любил кутить, был выпить не дурак,

Людей любил - дружил почти со всеми.

И остальным, по сути, был не враг.

(1994)

Такими строчками саратовский поэт Алексей Машенцев лаконично обрисовал самого себя, то есть показал, каким воспринимали его множество друзей и знакомых. В любой компании, в самом разном обществе он очень быстро становился своим, располагал людей к себе, удивительно органично адаптировался к окружавшей его среде.

Это свойство он передал и стихам: легкие, веселые, ироничные, порой саркастичные, позже - грустные, меланхолические - они находят отклик у читателя с разными вкусами и требованиями. Главный их секрет в том, что они лишены искусственности, рождались от чистого и большого сердца доброго и талантливого человека.

Друзья его редко называли Алексеем, Лешей, чаще - Мар, Марушка. Прозвище возникло еще в старших классах бывшей тринадцатой школы (ныне Физико-Технический Лицей), где он был неизменным ведущим всех вечеров и праздников. Поэтому увлеченные романами Дюма и Виньи однокашники называли его Сен-Маром, в честь церемонимейстера и шталмейстера Людовика Справедливого. Впоследствии о французском графе все забыли, а прозвище, сократившееся до лаконичного "Мар", стало вторым именем.
Чем только не была отмечена Марова юность: десятки друзей, сотни выступлений на самых разных площадках, квартирниках, тысячи влюбленностей, миллионы самых причудливых пирушек и вечеринок, один академический отпуск, твердая уверенность, что "меньше часа - не опоздание", радио- и телепередачи... и немного стихов. Жизнь Мара - яркий калейдоскоп, в котором переливается буйными красками суетная эпоха Девяностых.

Принято считать, что люди с филологическим образованием крайне редко становятся самобытными литераторами - слишком крепко засело в их пассивной памяти литературное наследие: хочешь сказать что-нибудь свое - глядишь, а вылетела цитата, уже кем-то произнесенная. Машенцев смог стать редким исключением из этого грустного правила, потому что филолог всегда сосуществовал в нем с математиком. Наброски стихов в его тетрадях постоянно соседствовали с какими-то причудливыми уравнениями. Конечно, влияния, заимствования, цитаты имели место, особенно в раннем периоде его творчества - от этого никуда не денешься. Однако, чем дальше, тем органичнее заимствованные элементы преломлялись в самобытном образе лирического героя, «перемалывались» потрясающей иронией - по отношению к предмету изображения, к читателю, к себе самому, пишущему эти строки…

Стихи... Простор для критики немалый -

Помелешь языком про узость тем,

Про то, что подражал кому попало,

И неудачно. Или не совсем...

Банальность рифм, отсутствие основы,

Стандартность мысли, прочая мура...

(1994)

Большинство стихотворений сначала исполнялись автором на поэтических сходках, вечерах, просто в компаниях, и только потом приходили к читателям в виде альбомов, немногих публикаций, самиздатовских сборников. В результате этого на восприятие текстов огромное влияние оказывала яркая, оригинальная авторская интонация. Лучше Машенцева никто не читал его стихов - это единодушное мнение его слушателей.

Алексей был еще и блестящим актером. Он удивительно тонко умел чувствовать чужой текст, и благодаря этому качеству, исполняя чью-то вещь, он становился практически ее соавтором. Ему нравилась сцена, он умел распространять на людей свое неиссякаемое обаяние, умел мгновенно завладевать вниманием аудитории и вызывать восторженную реакцию у публики.

Вполне ( и рано) реализовавшись как автор стихотворений, Алексей постоянно тянулся к большой форме. Попыток выйти на другой жанровый простор было множество. Пробовала писаться драма, в которой пятистопным ямбом органично переплетались цитаты из «Гамлета», «Ревизора» и «Бориса Годунова»; перекладывался в стихотворную форму фантастический рассказ П. Буля «Когда ничего не вышло у Змея»; сочинялся русскоязычный ответ мюзиклу «Кошки». Однако эти амбициозные замыслы не дошли до завершения. При этом Машенцев ежегодно писал для саратовской синагоги «пуримшпили» - пьесы, исполнявшиеся в праздник пурима и представлявшие оригинальные интепретации библейского сказания об Эстер (Эсфири. Каждый пуримшпиль открывал в поэте дар остроумного использования атрибутов разных эпох, стилистических штампов и цитат для создания абсолютно нового прочтения хрестоматийного сюжета.

Еще одна интересная история связана со стилистическим мастерством и широким филологическим кругозором Машенцева. В 1995-1996 годах Алексей вместе с Наталией Кочелаевой озаботились созданием литературной мистификации: планировалось написать ряд текстов, якобы принадлежавших перу малоизвестной поэтессы Серебрянного века, сотворенной по образу и подобию Черубины де Габриак, затем выпустить в печать эти стихи под видом репринтного издания и выдать за сенсационную находку. Дама, сначала существовавшая под псевдонимом Леди Апрель или Апрелесса, постепенно получила имя, обросла произведениями, биографическими подробностями. Но когда цикл уже подходил к концу, оба мистификатора остыли к своей идее и легко открывали авторство стихотворений. Однако при всей несерьезности подхода каждому из них удалось создать изящные стилизации, чередующие литературное пародирование с хорошо завуалированным стебом над доверчивым читателем. Стихотворения Машенцева, «подаренные» им "польской эмигрантке" Полине Богуш вынесены на отдельную страницу.

В 1997 году легендарный ловелас встретил главную любовь своей жизни - Свету Куприну. Они поженились в 1999 году. Твердость характера и бескомпромиссность Светы стали для Мара хорошей опрой в период зрелости.

В какой-то момент в творческом видении Алексея наметился перелом. Его поэзия стала более серьезной, вдумчивой. Друзья и устойчивый круг читателей по-прежнему ожидали от него веселых и легких вещей, а стихи выходили вовсе не похожими на ранние. Тяготели к какой-то невесть откуда взявшейся безысходности. К ним автор и относился по-другому - не спешил, как прежде, демонстрировать - будто писал их только для себя. Перемену замечали, пытались выяснить и понять причину изменения настроения, интонации, образного строя. Но комментариев Леша давать тоже не спешил. Улыбка проскальзывала меж строчек все реже, и, промелькнув, пыталась перечеркнуть выглядывавшую меланхолию. Осень маровской поэзии. Никто не знал, что это осень маровской жизни...

Вообще, на всем протяжении своей поэтической жизни Машенцев (как и многие литераторы) неоднократно шутил над Смертью, тихонько высмеивал ее или открыто сомневался в ее неотвратимости. Капризная дама терпела, но недолго…

Одухотворите тишину,

Отворите двери в Царство Света:

Я хочу окончить этим летом

Эту предпоследнюю войну.

Я не буду быть и видеть сны,

Я не буду спать и просыпаться:

В этом Царстве я хочу остаться -

Одухотворенной Тишины.

(1990)

«... Дар поэта каркать - не скинешь, не продашь, не обменяешь на что-либо нужное в хозяйстве», - его собственные слова. Леша погиб в автокатастрофе 12 августа 2003 года. Книгу его стихов, компакт-диск с записью его выступлений мы делали без него.

Этим сайтом мы хотим продлить жизнь нашего Друга, так несвоевременно и так несправедливо оборванную. Хотим поделиться своей любовью к этому чудесному человеку, раскрасившему жизнь своих многочисленных друзей, слушателей читателей.

ФОНД МАРА

.

Наверх

.

.

 

Другие статьи и ссылки на сайты

Сайт создан в системе uCoz