Страница памяти Евгения Мартынова

22.05.1948 - 03.09.1990



КРАТКАЯ АВТОБИОГРАФИЯ

Данный документ был написан Е.Мартыновым для оформления выздных документов за рубеж в творческую командировку.

Я, Мартынов Евгений Григорьевич, русский, родился 22 мая 1948 года в городе Камышине Волгоградской области в семье служащих, участников Великой Отечественной войны.

В 1950 году наша семья переехала в город Артёмовск Донецкой области, где я в 1963 году закончил среднюю восьмилетнюю школу.

В 1965 году вступил в члены ВЛКСМ.

После окончания средней школы поступил в Артёмовское государственное музыкальное училище на дирижёрско-духовое отделение и закончил его в 1967 году.

В том же году поступил в Киевскую государственную консерваторию (на оркестровый факультет), но вскоре по семейным обстоятельствам был вынужден перевестись в Донецкий государственный музыкально-педагогический институт, который окончил досрочно (за 4 года) в 1971 году.

С 1971 года по 1972 год работал руководителем эстрадного оркестра Донецкого Всесоюзного научно-исследовательского института взрывоопасного электрооборудования.

С 1973 года по 1976 год работал солистом московского эстрадного оркестра "Советская песня" при Государственном концертно-гастрольном объединении "Росконцерт". За эти годы принял участие в нескольких всесоюзных и международных конкурсах эстрадной песни (в качестве исполнителя и композитора) и стал их лауреатом.

В 1975 году переехал на постоянное жительство в Москву.

С 1976 года, занимаясь преимущественно творческой деятельностью, работал в издательстве ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", где состоял в штате до 1988 года музыкальным редактором.

В 1980 году принят в члены КПСС. В том же году удостоен звания лауреата премии Московского комсомола, а за год до этого стал лауреатом премии Калининского комсомола.

В 1984 году вступил в Союз композиторов СССР.

В 1987 году был удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола.

С 1988 года состою в штате редакции журнала "Крестьянка" (издательства ЦК КПСС "Правда") – музыкальным редактором-консультантом.

За период с 1973 года по настоящее время неоднократно выезжал за рубеж по официальным линиям Министерства культуры СССР, ЦК ВЛКСМ, общества "Родина", Спорткомитета, Союза композиторов, а также в составе туристских групп.

С 1978 года женат. Жена – Мартынова Эвелина Константиновна (в девичестве – Старенченко), украинка, 1959 года рождения, преподаватель московской вечерней музыкальной школы №1, имеет высшее музыкально-педагогическое образование, беспартийная.

Сын – Мартынов Сергей Евгеньевич, 1984 года рождения.

Мать – Мартынова Нина Трофимовна, 1924 года рождения, русская, пенсионер, беспартийная, до ухода на пенсию по трудовой инвалидности работала секретарём-машинисткой в Артёмовском линейном суде Северо-Донецкой железной дороги.

Отец – Мартынов Григорий Иванович, 1913 года рождения, украинец, пенсионер, беспартийный, до ухода на пенсию вследствие инвалидности ВОВ работал учителем пения в артёмовской средней школе.

Е.Г.Мартынов

27 июля 1989 г.

"Я тебе весь мир подарю"

Звезда Евгения Мартынова на небосклоне советской эстрады загорелась во всей красе и яркости в 1975 году. Когда исполненные им песни "Лебединая верность" и "Яблони в цвету" покорили в одночасье всех от мала до велика. Правда, впервые имя молодого эстрадного певца, выходца из Донбасса, солиста Росконцерта, появилось на афишах еще в 1972-ом, а его ранние песни в неавторском исполнении стали завоевывать широкую популярность уже с 1973-го. К концу 1974 года повсюду звучали мартыновские песни "Если сердцем молод" ("Я сегодня там, где метет пурга, Я сегодня там, где поет тайга…"), "Страна моя, надейся на меня!" (Как невеста скромная, Как подруга нежная, Васильками синими смотрит на меня Доброта великая, Красота безбрежная, Сторона любимая - Родина моя…"), "Твоя вина", "Ты приносишь мне рассвет", "А я без Волги просто не могу!", "Березка", "Я жду весну", "Письмо отца"… Знаменитая "Баллада о матери" ("Алексей, Алешенька, сынок!..") стала лауреатом всесоюзного телефестиваля "Песня-74", сделав имя молодого композитора всенародно известным. И хотя песни Е.Мартынова с успехом исполняли многие популярные в те годы певцы и ансамбли, - "тотальная" популярность и "безоговорочное" признание пришли к композитору (и одновременно исполнителю) именно в 1975-ом, когда он стал обладателем "Гран-при" международного фестиваля эстрадной песни "Братиславская лира", а его дебютная пластинка-миньон с тремя песнями в авторском исполнении побила все тиражные рекорды, неоднократно переиздаваясь на заводах грампластинок "Фирмы Мелодия" в течение почти двух лет.

Евгений Григорьевич Мартынов родился 22 мая 1948 года в городе Камышине Волгоградской области. Детство и юность композитора прошли в Донбассе, высшее музыкальное образование он получил в Киевской консерватории им. П.И. Чайковского и Донецком музыкально-педагогическом институте (ныне - консерватория им. С.С. Прокофьева). С 1973 года композитор жил в Москве и работал сначала в Государственном концертном объединении "Росконцерт" (солистом-вокалистом), а затем в издательствах "Молодая гвардия" и "Правда" (музыкальным редактором-консультантом). Член Союза композиторов СССР с 1984 года. За годы своей композиторской и исполнительской деятельности Мартынов Е.Г. был удостоен многих лауреатских званий и почётных дипломов, - в частности на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Минске (1973 г.), Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине (1973 г.), всесоюзном телевизионном фестивале советской песни "Молодые голоса" (1974 г.), международном конкурсе эстрадных песен "Братиславская лира" в Чехословакии (1975 г.), международном конкурсе исполнителей эстрадной песни "Золотой Орфей" в Болгарии (1976 г.), на интерфестивалях эстрадной песни "Мелодии друзей" в Киеве (1976 г.) и "Дечинский якорь" в Чехословакии (1977 г.). В 1980 году композитор был удостоен почётного в те годы звания лауреата премии Московского комсомола, а в 1987 году стал лауреатом премии Ленинского комсомола. С 1974 по 1990 год он - постоянный лауреат всесоюзных телефестивалей "Песни года".

С Евгением Мартыновым охотно сотрудничали ведущие поэты-песенники и даже "классики" советской поэзии: Р.Рождественский, А.Вознесенский, И.Резник, С.Островой, М.Пляцковский, В.Харитонов, И.Шаферан, М.Танич, Л.Дербенёв, Н.Добронравов, А.Поперечный, Р.Казакова, А.Пьянов, Н.Доризо... Однако самым вдохновенным и плодотворным оказался творческий альянс с Андреем Дементьевым, принесший любителям эстрады целый ряд незабываемых песенных откровений.

Песни композитора включали (и включают) в свой репертуар многие популярные отечественные и зарубежные артисты: Мичел (Испания), К.Готт (Чехия), А.Герман (Польша), Д.Марьянович, М.Унгар, И.Шерфези (Югославия), Л.Иванова (Болгария), М.Дауэр (Румыния), М.Чавес (Куба), Я.Йоала, А.Вески, М.Кристалинская, Г.Ненашева, Л.Кесоглу, А.Ведищева, Т.Миансарова, Г.Чохели, М.Кодряну, И.Кобзон, Л.Зыкина, О.Воронец, С.Захаров, С.Ротару, В.Толкунова, Л.Лещенко, Л.Сенчина, Ю.Богатиков, Е.Шаврина, Г.Белов, К.Георгиади, А.Серов, И.Понаровская, Н.Чепрага, Л.Серебренников, И.Отиева, Н.Гнатюк, Л.Успенская, В.Вуячич, Н.Бродская, исполнители нового (для композитора) поколения - Ф.Киркоров, Н.Басков, С.Павлиашвили, А. Малинин, И.Шведова, И.Демарин, В.Готовцева, М.Евдокимов, Анастасия, Юлиан, Таня Острягина; а также такие известные коллективы, как Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской (Российской) Армии им.А.Александрова, Академический ансамбль песни и пляски ВВ МВД СССР (РФ), Государственный русский народный ансамбль "Россия", вокально-инструментальные ансамбли - "Орэра", "Самоцветы", "Пламя", "Гая", "Надежда", "Червона рута", "Семеро молодых" (Югославия), "Блю джинс" (Япония), вокальные ансамбли - "Русская песня", "Бабье лето", "Воронежские девчата", дуэт "Ромэн"... Сочинения композитора также с успехом исполнялись (и исполняются) оркестрами симфонической и эстрадной музыки Всесоюзного (Российского) радио и телевидения, Государственным духовым оркестром России, оркестрами эстрадной и танцевальной музыки Братиславского и Остравского радио (Словакия и Чехия), московским эстрадным оркестром "Мелодия", Оркестром под управлением Клода Каравелли (Франция)...

Артист много и с успехом гастролировал по стране и за рубежом. С концертными выступлениями и в составе творческих делегаций он побывал во многих странах мира: США, Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, Италии, Германии, Испании, Бельгии, Финляндии, Индии, Швейцарии, во всех бывших социалистических странах.

До 1990 года, ставшего для него последним, Е.Г.Мартынов входил в число самых популярных и любимых в народе авторов и исполнителей. Жизнь артиста оборвалась 3 сентября 1990 года. Ему было всего 42...

"Я тебе весь мир подарю" - так называется прекрасная песня композитора и так можно озаглавить все его творчество. Ибо Евгений Мартынов действительно подарил своим почитателям необъятный мир Красоты, Полета, Весны и Любви, навсегда оставшись в нашей памяти символом света, верности и вдохновения.

ПРИЖИЗНЕННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ О ЕВГЕНИИ МАРТЫНОВЕ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ, КНИЖНЫХ И НОТНЫХ ИЗДАНИЯХ

Почти все публикации даны в сокращении, чтобы избежать повторений, касающихся прежде всего биографии композитора, а также чтобы опустить ошибки и неточности, могущие ввести в заблуждение. Материал даётся хронологическим порядком – соответственно времени происшедших событий, написания статей или записей интервью.

* * *

"Комсомолец Донбасса". 8 октября 1968 г. (Газета Донецкого обкома ЛКСМ Украины)

НИ ПУХА, НИ ПЕРА!

Первый тур фестиваля творческой молодёжи Украины, посвящённый 50-летию ВЛКСМ, закончился.

Два дня напряжённой борьбы донецких музыкантов за право участия в республиканском форуме молодёжи завершились победой лучших.

Труден был путь исполнителей. Почти все они – студенты Донецкого музыкально-педагогического института или музыкальных училищ области. Подготовку концертных программ нужно было сочетать с обычной учебной программой...

Концертмейстер симфонического оркестра Донецкой филармонии Д.Б.Шейнин:

– Очень рад за студента ДГМПИ Е.Мартынова (кларнет). Его я знаю давно как очень трудолюбивого музыканта. Евгений известен и как молодой композитор. Он много пишет для кларнета и трубы. Жюри конкурса было отмечено исполнение и партитура "Скерцо" Е.Мартынова. Я желаю ему и всем участникам фестиваля успехов в Киеве.

Ни пуха, ни пера!

Е.Шкондина

* * *

"Тихоокеанская звезда". 14 июня 1972 г. (Газета Хабаровского крайкома КПСС и крайсовета народных депутатов)

ПРАЗДНИК ЭСТРАДНОЙ ПЕСНИ

– Говорит и показывает Хабаровск...

Этими словами диктор Всесоюзного радио и телевидения Светлана Моргунова открыла конкурс эстрадной песни. Сотни хабаровчан пришли во Дворец спорта на встречу с участниками театрализованного турнира эстрадной песни, организованного Государственным концертно-гастрольным объединением РСФСР "Росконцерт".

На этот раз зрители должны были стать и строгими членами жюри: на специальных билетиках поставить "оценку-балл" каждому исполнителю эстрадных песен.

На сцену один за другим поднимаются солисты. И уже после знакомства с несколькими из них становится ясно: трудно, очень трудно выявить победителей...

Евгений Мартынов из Донецка представил на конкурс песню "Баллада о матери". Он же и композитор, и аккомпаниатор. А артистичность исполнителя, приятный тембр голоса, обаятельная внешность Евгения – всё это заслужило высшую оценку: 20 баллов!..

Театрализованный турнир эстрадной песни продолжается. Знакомьтесь, слушайте, называйте победителей.

А.Мальцева

* * *

"Советский Сахалин". 1 августа 1972 г. (Газета Сахалинского обкома КПСС и облсовета народных депутатов. Южно-Сахалинск.)

(Полоса "КУЛЬТУРА И СПОРТ". Заметка-анонс.)

В Южно-Сахалинске с успехом проходит театрализованный турнир эстрадной песни... В конкурсе на лучшее исполнение эстрадной участие Лина Прохорова из Омска, Лина Гайле из Вильнюса, а также знакомые миллионам телезрителей по передаче "Алло, мы ищем таланты!" певцы Геннадий Нохрин (Тюмень), Вадим Станкович (Ужгород), Евгений Мартынов (Донецк) и вокально-инструментальный ансамбль "Зодчие" (Минск).

Во втором отделении перед зрителями выступили певцы Валентина Толкунова и лауреат Международного и Всесоюзного конкурсов Лев Лещенко, артисты балета Ольга Матковская и Игорь Махаев, солисты оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения под руководством Вадима Людвиковского Владимир Чижик и Алексей Зубов. Вёл концерт Геннадий Хазанов.

* * *

"Вечерняя Москва". 5 августа 1972 г. (Газета МГК КПСС и Моссовета)

СИНТЕЗ МУЗЫКИ И ТЕКСТА

Майя Кристалинская

Однажды я прочла стихи московского поэта М.Лисянского "У песни есть имя и отчество". Захотелось спеть песню с такими словами. Композитор из Донецка Мартынов написал по моей просьбе музыку. Не так давно её записали на радио для передачи "С добрым утром!".

Стараюсь исполнять произведения, в которых был бы гармонический синтез прекрасной музыки и текста, насыщенного гражданским звучанием. Всё больше и меня, и слушателей привлекают песни, в которых есть раздумья о жизни, о вечных для человечества проблемах...

* * *

"Вечерний Минск". 8 июня 1973 г. (Газета Минского горкома КПБ и горсовета депутатов трудящихся)

КТО ЖЕ В ФИНАЛЕ?

Дневник конкурса

Первый этап Всесоюзного песенного соревнования завершён. Из 35 участников первого тура на второй прошло 22 человека... и восемь вокально-инструментальных ансамблей...

Сегодня мы продолжаем знакомить вас с участниками уже второго тура конкурса. Несколько месяцев назад минчане знако-мились с программой "Турнир эстрадной песни" и с одним из участ-ников этой программы – молодым певцом Евгением Мартыновым. Очевидно, запомнилась его песня-баллада о матери, исполненная страстно, эмоционально и трогательно.

Евгений с детства мечтал стать музыкантом, учился играть на кларнете, по классу этого инструмента закончил консерваторию, но стал певцом, исполнителем собственных песен-баллад. Сегодня Е.Мартынов работает солистом в Московском эстрадном оркестре "Советская песня", и конкурс в Минске для него – первое большое испытание.

Э.Езерская

* * *

"Комсомольская правда". 12 июня 1973 г. (Газета ЦК ВЛКСМ)

ПЕСНИ ВСТРЕТЯТСЯ В БЕРЛИНЕ

Вчера под сводами Минского Дворца спорта в последний раз прозвучали позывные Всесоюзного конкурса профессиональных испол-нителей советской песни и вокально-инструментальных ансамблей...

10 дней шла упорная борьба за звание лауреатов Всесоюзного фестиваля советской молодёжи, за право представлять советскую песню на X Всемирном фестивале в Берлине. Более 200 участников конкурса, собравшихся в столице Белоруссии со всех концов страны, оспаривали это право. Определить победителей оказалось делом нелёгким...

Первое место и звание лауреата завоевали Леонид Сметанников из Саратова и Валерий Кучинский из Минска. Второе место присуждено солисту Латвийского академического театра оперы и балета Владимиру Окуню и солисту Кабардино-Балкарской государ-ственной филармонии Зауру Тутову. Третье место – у студента Казанской консерватории Рената Ибрагимова, Евгения Мартынова из Москвы, Виктора Мамонова из Челябинска, Махмират Хамра-куловой из Душанбе и Таисии Калинченко из Ленинграда.

Среди вокально-инструментальных ансамблей первое место и звание лауреатов завоевали "Песняры"...

Пресс-центр конкурса учредил приз зрителя. Его обладателем должен был стать исполнитель, завоевавший наибольший успех у минского зрителя. Было собрано около 3 тысяч анкет. Судьбу приза определила песня Евгения Мартынова "Баллада о матери", которую он написал на слова поэта Андрея Дементьева. Приз достался автору песни, солисту Росконцерта Евгению Мартынову.

Вчера вечером состоялись вручение наград и большой заключительный концерт.

Минск прощается с участниками конкурса. У победителей – новый маршрут: на Всемирный фестиваль молодёжи в Берлине.

Э.Луканская

* * *

"Вперёд". 28 июня 1973 г. (Газета Артёмовских горкома и райкома КПУ, городского и районного Советов народных депутатов Донецкой обл.)

ПРИЗ – ХРУСТАЛЬНАЯ ВАЗА

Это было в Минске...

...Песенные конкурсы – это знакомство с новыми дарованиями... На сей раз в числе других исполнителей отличился солист Росконцерта Евгений Мартынов. Он стал третьим призёром этого конкурса...

Читателям небезынтересно будет узнать, что Евгений Мартынов – наш земляк. Он... вырос в Артёмовске. Здесь же закончил музыкальное училище... Родители Евгения – участники Великой Отечественной войны, живут на улице Чайковского. У них и хранится Хрустальная ваза – приз, которым был отмечен их сын.

В.Осенний

"Комсомольская жизнь". 1973 г., №23, декабрь. Сдано в набор 26.10.73 г. (Журнал ЦК ВЛКСМ)

"У ПЕСНИ ЕСТЬ ИМЯ И ОТЧЕСТВО"

Если говорить о призвании, об избранной профессии, то у Жени Мартынова этот путь напоминает столбовую дорогу – прямую, широкую, без сомнений и колебаний. Сколько он помнит себя, его увлечением, страстью всегда была музыка.

В 1968 году [на самом деле в 1970-м] в Донецке проходил конкурс комсомольской песни, и Евгений пишет на слова своих сокурсниц Лилии Жидель и Татьяны Киреевой "Балладу о комсомольцах Донбасса" и "Песню о Родине".

Песни Евгения Мартынова сразу завоевали комсомольские сердца. В 1972 году Майя Кристалинская включила в свой репертуар его "Берёзку" на стихи Сергея Есенина и заказала музыку на стихи М.Лисянского "У песни есть имя и отчество"...

А потом был Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Берлине. Праздник, который надолго останется в памяти молодёжи планеты. И может быть, где-то в далёкой стране, рассказывая о своих фестивальных впечатлениях, юноши и девушки будут вспоминать председателя музыкального салона советской делегации, молодого композитора Евгения Мартынова, певшего им свои "Трубку мира", "Песню о Волге", "Балладу о матери"...

Представляя нашим читателям молодого композитора, мы публикуем сегодня на нашей обложке песню Е.Мартынова на стихи А.Дементьева и Д.Усманова "Трубка мира".

[Гл. редактор журнала – И. Ильинский.]

* * *

"Советская культура". 28 октября 1973 г. (Газета ЦК КПСС)

ВЕДУЩАЯ ТЕМА – ДРУЖБА

В новой международной программе "Золотая осень-73", премьера которой состоялась в Кремлёвском Дворце съездов, выступили представители Аргентины, Болгарии, Венгрии, ГДР, Румынии, Чехословакии, Югославии и Советского Союза.

Прекрасно прозвучала "Баллада о матери", которую исполнил автор, солист оркестра "Советская песня" Евгений Мартынов – лауреат Всесоюзного конкурса профессиональных исполнителей советской песни...

После Москвы, а также Риги, где сейчас идёт "Золотая осень-73", эта программа будет показана в Минске, Харькове, Киеве, Тбилиси и Баку.

Г.Григорьев

* * *

"Тихоокеанский комсомолец". 7 марта 1974 г. (Газета Приморского крайкома ВЛКСМ. Владивосток.)

ПЕСНЯ ОСТАЁТСЯ С ЧЕЛОВЕКОМ

Говорят, что самая верная примета весны – песни. И действительно, весна – время петь капелям, птицам и людям. Поэтому особенно замечательно, что концертная весна во Владивостоке тоже началась с песни – гастролями Московского оркестра "Советская пес-ня" под управлением Владимира Василевского...

Двое из участников оркестра – Алексей Мажуков и Евгений Мартынов – композиторы, пишущие специально для своего коллектива. При этом о Евгении Мартынове необходимо сказать особо.

На наш взгляд, это очень одарённый музыкант – он не только пишет, но и отлично исполняет свои песни. Слушателей захватывает искренность, непосредственность, юношеская горячность, а порой и большой драматизм исполнения, не говоря уже о хорошем голосе и сценичности молодого певца (ему всего 25 лет). Казалось бы, не так давно была учёба в музыкальном училище и консерватории... И вот победа на всесоюзном конкурсе исполнителей в 1973 году в Минске, поездка на фестиваль молодёжи в Берлин... И, конечно же, – песни, многие из которых уже стали популярными... Особенно ценно, что талантливый композитор обращается в песнях к высокой гражданско-патриотической теме, решая её по-своему – светло и лирично (помимо "Баллады о матери", это – "Трубка мира" и "Письмо отца")...

Гастроли оркестра "Советская песня" в нашем городе будут недолгими, и скоро нам придётся прощаться с артистами. Ждём их ещё раз в гости. И не прощаемся с песней, ибо она всегда остаётся с нами.

А.Другова

* * *

"Студенческий меридиан". 1974 г., №11, ноябрь. Сдано в набор 20.09.74 г. (Журнал ЦК ВЛКСМ и Министерства высшего и среднего специального образования СССР)

ПЕСНЯ, О ПЕСНЕ, С ПЕСНЕЙ

Мы представляем читателям Евгения Мартынова, композитора, нельзя сказать, что начинающего – так много написано им песен; но и не очень пока популярного – он молод и крайне придирчив к собственному творчеству: не спешит на суд слушателей выносить свои новые произведения...

Сейчас песни Евгения Мартынова исполняют ансамбль "Самоцветы", популярные певцы Лев Лещенко, Аида Ведищева, София Ротару и другие...

Особая страница в творчестве Евгения Мартынова – его песни на стихи поэта Андрея Дементьева. Это прежде всего полная глубокого драматизма "Баллада о матери", это песни о любви, дружбе, романтике дальних дорог...

[Этот небольшой, приведённый с сокращениями, рассказ о Е.М. сопровождал публикацию клавира песни "Если сердцем молод", стихи А. Дементьева и Д. Усманова, на предпоследней странице обложки.]

[Гл. редактор журнала – В.Токмань.]

* * *

"Вперёд". 21 октября 1974 г. (Газета Артёмовских ГК и РК КПУ, гор. и рай. Советов народных депутатов Донецкой обл.)

ВСТРЕЧА С ПЕСНЕЙ

...И вот вместе с московским эстрадным оркестром "Советская песня" молодой композитор, певец, лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни у нас в городе...

Алексей Максимович Горький сказал: "Песня – душа народа". Вот так и песни, написанные Евгением Мартыновым на слова Андрея Дементьева и Давида Усманова, глубоко тронули сердца слушателей. Это песни о мире, о труде, о любви, о верности, о счастье – тема, которая всегда находит горячий отклик у слушателей.

Я не ошибусь, если скажу, что слова, сказанные конферансье [Д.А.Усмановым] в середине программы: "Не волнуйтесь. Концерт только начинается", – явились началом творческого отчёта Евгения Мартынова перед своими земляками в честь 30-летия освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков. Никого из слушателей не оставили равнодушным "Трубка мира", "Расскажи мне, мама", "Если сердцем молод", "Я жду весну". Была встречена бурей аплодис-ментов всем известная "Баллада о матери"...

Евгений Мартынов, как исполнитель своих песен, продемон-стрировал высокий вокальный и профессиональный уровень. Помимо свободы звукоизвлечения, он обладает сценической выразительностью, артистизмом. Красивый по тембру голос, которым владеет артист с необычайной гибкостью и лёгкостью, покорил слушателей.

Г.Плешаков, директор ДК имени Ленина.

* * *

"Советская музыка". 1975 г., №4, апрель. (Журнал Союза композиторов СССР и Министерства культуры СССР)

СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

(Доклад секретаря правления Союза композиторов СССР А.Пахмутовой на II пленуме правления СК СССР, посвящённом состоянию и задачам советской песни. Киев, февраль 1975 г.)

...Важнейшая область собственно гражданской песни – сочинения, воскрешающие образы и темы Великой Отечественной войны...

Два слова о специфических опасностях при воплощении столь ответственной темы. Одна связана с проникновением в нашу песню острых современных, порой танцевальных ритмов...

Другая опасность связана с известным налётом мелодраматизма, быть может, в какой-то мере понятного, когда речь идёт о невер-нувшихся с войны. Понятного, но вовсе не неизбежного! Хочется вспомнить строгие песни на эту тему А.Эшпая, К.Молчанова, А.Петрова. Вот такой строгости не хватает, на мой взгляд, сочинениям типа "Баллады о матери" Е.Мартынова (слова А.Дементьева) с хорошо найденной ключевой интонацией "Алексей, Алёшенька, сынок!".

Мы всегда будем помнить о воинских подвигах. И, следовательно, всегда будут песни о них. Забота о достоинствах таких песен – забота особая, забота священная...

[Мелодраматизм – от слова "мелодрама". В современных музыкальных словарях негативный смысл понятия отсутствует. В "Кратком музыкальном словаре" Ю.Энгеля, составленном по словарю Г.Римана и изданном П.Юргенсоном в 1907 году, даётся такое определение мелодрамы:

"Драма, исполняемая под музыку (мелодекламация на сцене). Исторически выработалось представление о мелодраме, как о пьесе, основанной на преувеличенных, грубовато-ходульных трагических эффектах".

В советском "Кратком музыкальном словаре" А.Должанского, изданном в 1964 году ленинградским отделением издательства "Музыка", мелодрама в 3-м значении слова – это "драматическое произведение, отличающееся преувеличенной чувствительностью и высокопарностью".]

* * *

"Советская Россия". 24 мая 1975 г. (Газета ЦК КПСС, Верховного Совета РСФСР и Совмина РСФСР)

Песня пришлась по душе

Я ИЩУ ВЕСНУ

[Здесь и далее ошибка: правильное название песни, о которой идёт речь и которая опубликована в газете, – "Я жду весну". Интересно, что в экземпляре газеты, хранящемся в Российской Государственной библиотеке, указанной ошибки нет, но материал несколько сокращён. Приводимый ниже текст соответствует оригиналам из газетных подшивок редакции "С.Р." и архивов издательства "Правда".]

Песня эта появилась так: вдруг родилась мелодия, в которую композитор вдохнул весеннее настроение природы, свою надежду, мечту, любовь... Поэт прислушался к мелодии и написал строки, созвучные ей...

Большинство лирических произведений Е.Мартынова созданы вместе с поэтом Андреем Дементьевым, поэзия которого, по словам композитора, привлекает напевным ритмом, простотой и ясностью. Недавно Всесоюзная фирма грамзаписи "Мелодия" подготовила пластинку, в которую вошли две новые песни Мартынова и Дементьева – "Лебединая верность" и "Наш день", а также песня на слова поэта И.Резника "Яблони в цвету". Все эти песни представлены "Мелодией" на международный конкурс "Братиславская лира". [Неточность: "Фирма Мелодия" действительно предложила три песни, но отобрана была, как и полагалось, только одна – "Яблони в цвету".]

"Я ищу весну" впервые прозвучала в исполнении Софии Ротару. В прошлом году во время гастролей в Москве песню услышала польская певица Анна Герман и включила её в свой репертуар. Исполненная с присущей А.Герман теплотой, идущей от голоса и сердца, "Я ищу весну" не могла не запомниться тем, кто слышал её в концертном зале и в записи по радио...

Галина Мищевская

* * *

"Советская Россия". 19 июня 1975 г. (Газета ЦК КПСС, Верховного Совета и Совмина РСФСР)

Музыкальный конкурс

БРАТИСЛАВСКАЯ ЛИРА

Закончившийся недавно в столице Словакии десятый музыкальный фестиваль "Братиславская лира" на этот раз был особенно предста-вительным, ярким, торжественным – как-никак первый в его истории юбилей. И впервые на этом фестивале Золотой лиры – высшей награды за победу в конкурсе эстрадных песен социалистических стран – была удостоена советская песня "Яблони в цвету", которую написал молодой композитор Е.Мартынов на слова И.Резника...

Т.Ильина

* * *

"Советская культура". 8 июля 1975 г. (Газета ЦК КПСС)

Чехословакия

ПОЧЁТНЫЕ НАГРАДЫ СОВЕТСКИМ АВТОРАМ

...Яркость незабываемых праздников песни, устраиваемых на берегу Дуная, содержательность и разнообразие их музыкальных программ привлекают внимание множества почитателей эстрадной музыки всего мира, ставя "Братиславскую лиру" в число самых попу-лярных международных фестивалей песни...

В этом году участником международного соревнования стала песня молодых советских авторов Е.Мартынова и И.Резника "Яблони в цвету". Успеху её способствовало обаятельное авторское исполнение Е.Мартынова, уже завоевавшего признание у советских любителей эстрадной песни и своими сочинениями, и своей неповторимой ис-полнительской манерой.

Песня "Яблони в цвету", тонко и проникновенно прозвучавшая в сопровождении фестивального оркестра, удостоена международным жюри высшей награды – звания лауреата и Золотой Братиславской лиры...

И.Дмитриев, член международного жюри

фестиваля "Братиславская лира", главный

редактор репертуарно-художественной редакции

Всесоюзной фирмы грампластинок "Мелодия".

* * *

"Музыкальная жизнь". 1975 г., №21, ноябрь. Сдано в набор 23.09.75 г. (Журнал Союза композиторов и Министерства культуры СССР)

ЮБИЛЕЙНАЯ "БРАТИСЛАВСКАЯ ЛИРА" – 1975

В текущем году фестиваль "Братиславская лира" отмечал свой первый юбилей. В десятый раз Братислава – один из прекраснейших городов Европы – гостеприимно принимала композиторов, поэтов, исполнителей, отдающих своё вдохновение современной эстрадной песне...

На "Братиславских лирах" участвовали в качестве конкурсантов и концертантов-гостей музыканты из 25 стран. Полный список их включает около 150 имён композиторов, солистов-певцов и названий коллективов. И имена, и названия эти в большинстве своём творчески весомы и широко популярны. Чтобы не ходить далеко за примерами, напомню хотя бы, что в фестивальных братиславских программах участвовали такие звёзды советской песенной эстрады, как Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Виктор Вуячич, Гюли Чохели, Мария Кодряну, Валентин Баглаенко, Людмила Сенчина, Сергей Яковенко... Творческое представительство других социалистических стран было столь же широким и объёмным. Что же касается мировой песенной эстрады в целом, то в качестве гостей на фестивалях в Братиславе выступали с концертами десятки и десятки популярнейших певцов...

Золотую лиру Братиславы получила песня "Яблони в цвету" молодого советского композитора Евгения Мартынова... Е.Мартынов явился и исполнителем своего сочинения... Это его первая между-народная награда. Серебряной лиры удостоена песня "Лесная яблоня" Богуслава Ондрачка [исполненная чехословацким певцом Вальдемаром Матушкой]. Бронзовой лирой награждена "Грустная песня" болгарского композитора А.Иосифова (её спела Доника Венкова)...

И.Евгеньев

Братислава – Москва [июль 1975 г.]

* * *

"Кругозор". 1975 г., №9, сентябрь. Сдано в набор 31.07.75г. (Журнал Госкомитета Совмина СССР по телевидению и радиовещанию)

ПРИХОДИТ МЕЛОДИЯ

По просьбам читателей

Помню, как несколько лет назад в редакцию журнала "Юность" зашёл никому не известный тогда Евгений Мартынов и спел свою песню "Баллада о матери". Это была всего лишь вторая его работа. Однако все слушавшие почувствовали способность автора проникать в душу песни, отметили хороший, "слишком хороший" для композитора голос.

Прошло не так много времени и "Баллада о матери" стала лауреатом "Песни-74", а за песню "Яблони в цвету" Евгений Мартынов получил в этом году в Братиславе "Золотую лиру" – высшую награду международного конкурса. Сейчас к творчеству Мартынова обращаются и наши, и зарубежные певцы.

В чём же секрет его успеха? Не берусь ответить на этот вопрос исчерпывающе, но уверен в одном: природа одарила композитора не только музыкальностью, но и незаурядным трудолюбием. Мартынов много работает, всегда во власти музыки. Иногда вдруг среди ночи после напряжённого дня приходит мелодия, как приходит к поэту давно ожидаемая строка или к учёному важная догадка. Он может часами играть различные вариации, может сутками слушать музыку, забывая о времени, обо всём на свете.

Я наблюдал его в работе, в отдыхе, в разговорах. Мне нравится это неистовство, потому что только так можно добиться успеха, можно что-то создать. Потому что искусство не терпит половинчатости и забирает человека целиком. Навсегда. Так работают все, увлеченные своим делом, счастливые люди. Евгений Мартынов – счастливый человек. Его песни мелодичны. Они запоминаются, их хочется петь. И тем, для кого музыка – профессия. И тем, кто просто находит в этом удовольствие. Уже пошли широко по стране новые песни Мартынова – "Если сердцем молод", "Я жду весну", "Лебединая верность", "Яблони в цвету", "Наш день"... А сколько их еще в работе!

Недавно Евгений Мартынов написал песню о шахтёрах и спел её впервые на своей родине – в Донецке. Это песня о его земляках, о родном крае, где не так давно началась его творческая биография. И всё, о чём он пишет, – это его и наша жизнь, общие заботы, радости и надежды.

Андрей Дементьев

"Культурно-просветительная работа". 1975 г., №11, ноябрь. Сдано в производство 22.09.75 г. (Журнал Министерства культуры РСФСР)

"НАДО ЛИ ЗАЩИЩАТЬ ВИА? И ОТ КОГО?"*

...Редакция журнала обратилась ко мне [Е.Мартынову] с просьбой выступить на его страницах по поводу ВИА. Мне показали письмо Виктора К. Парень из Куйбышева считает, что "более молодые композиторы" – "истинные поклонники ВИА". От них он ждёт, видимо, поддержки в защите этого жанра.

Ну, что ж. Сообщаю, во-первых, что мне 27 лет, то есть я действительно в том возрасте, который сверстники Виктора ещё не записали в старики. Во-вторых, да, я люблю ВИА и пишу для них...

Честно говоря, я не знаю, от кого надо защищать сегодня ВИА? Тысячи таких же, как Виктор, юношей и девушек, хочешь не хочешь, а диктуют повышенный спрос на этот жанр. Не секрет, что иногда пластинка с записью прекрасной музыки лежит в магазине, но стоит появиться новой записи ВИА – как её мгновенно раскупают. И, к примеру, нас, композиторов, фирма "Мелодия" просит: "Давайте песни для ВИА! Как можно больше песен для ВИА! Перекладывайте песни для ВИА!"...

Мне Виктор К., судя по письму, понравился: неглупый парень, с юмором, влюблён в свой "рок" и активно старается приобщить к нему старшее поколение. И именно поэтому я хочу поговорить с ним и его друзьями откровенно...

Ну посудите сами: вам нравятся "Песняры". Правильно! Прекрасный коллектив. Но как же получилось тогда, что вы так нападаете на ансамбль "Орэра"? Неужели вы, ребята, не понимаете, какой это высокий класс, какое мастерство? Неужели вас не покорили их прекрасные аранжировки или то, что все участники "Орэра" – замечательные певцы и музыканты, некоторые из них владеют даже несколькими инструментами!

Да, это беда ваша. Способность слышать музыку воспитывается с детства, и, видимо, рядом с вами таких воспитателей не оказалось. Вот Виктор приобщает к музыке своего отца, а тот, видать, в своё время для своего сына этого не делал... Что касается меня, то мне здорово повезло: все у нас в семье пели, а отец, не имея специального музыкального образования, играл чуть ли не на всех инструментах. Я всегда показываю ему свои новые сочинения и слышу: "Ты пиши так, чтобы мы с матерью могли эту песню красиво спеть на два голоса, чтобы, послушав первый куплет, уже со второго смогли бы подпевать". И он прав! Наши отцы, Виктор, воспитывались на песнях с яркими, запоминающимися мелодиями Дунаевского, Захарова, братьев Покрасс, Новикова, Блантера. Вот почему твой отец и начал своё признание ВИА с "Дроздов" – прекрасной мелодичной песни. Но ведь она и тебе нравится! То-то. Мода модой, а мелодия в песне – главный путь к сердцу, и никакой грохот, никакие шумовые эффекты мелодию не заменят.

Не так уж давно, во время учёбы в Донецком музыкально-педагогическом институте, я руководил самодеятельным вокально-инструментальным ансамблем и сам выступал с ним. Все мы, его участники, были ровесниками. Как же эти ребята походили на тебя, Виктор! Как же мучился я в поисках репертуара для них! Приношу им новую хорошую песню. Нет, подавай им репертуар "битлзов", и чтоб обязательно на барабане можно было простучать, как их ударник. Подавай им партии попроще, но чтоб обязательно были включены элементы, позаимствованные у модных заграничных ансамблей. В общем, рассуждали они совсем как ты: "Зачем в музыке всякие нонаккорды и септаккорды, которые загромождают, запутывают?". По молодости лет, признаюсь, пошёл я у этих ребят на поводу. И вот первый наш концерт. Исполнили мы модный репертуар с заграничными "эффектами" и... провалились. У ребят первая реакция, как обычно в подобных случаях: "Нас здесь не поняли". А я был рад. Потом ребята поостыли, и я предложил: давайте всё-таки попытаемся исполнить хорошую советскую песню! Стал показывать новые аккорды посложнее. Ребята почувствовали: звучит красиво. Потом я попробовал сделать современные аранжировки популярных и любимых песен. Понравилось. Как говорится, лёд тронулся. И однажды я даже услышал от одной из наших солисток: "Не буду я петь эту песню, потому что её поёт знаменитая певица, а у меня всё равно получится хуже, лучше уж своё". А где его взять, это своё? Вот и написал я для нас свою первую песню на слова Есенина – в "битовом плане", многоголосную. Прошло некоторое время, и эту песню включила в свою программу Майя Кристалинская. Так, благодаря самодеятельности я стал композитором.

То, что всегда лучше на сцене "своё" – свой репертуар, своя манера, свой голос, – я ведь тоже не сразу понял. Выступая на концертах самодеятельности, изо всех сил старался подражать моему кумиру Тому Джонсу, пробовал имитировать и Карела Готта. Но вот когда написал "Балладу о матери" и захотел её исполнить, понял, что Том Джонс здесь ни при чём. Надо было искать самому, как её спеть. И не случайно, что именно за эту балладу и за её исполнение я получил премию и приз публики на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни.

Когда я исполняю "Балладу о матери", то в любой аудитории вижу слёзы на глазах – и у молодых и у пожилых, – и в зале тихо-тихо. Выше награды для автора и артиста нет.

Есть у меня песни другого характера. Конечно мне приятно, когда слушатели начинают хлопать в такт их ритму, притоптывать, подпевать. Но это уже радость несколько другого рода. Вообще же музыка неисчерпаема. Есть музыка, под которую ноги сами просятся в пляс. А есть музыка, которая берёт за сердце, делает человека добрее, красивее, чище. В разных ситуациях необходимо иногда то, иногда другое. Главное, не надо смотреть на музыку узко, ограничивать её богатство ни для себя, ни для других.

К сожалению, сегодня много и самодеятельных и профессиональных ВИА, которые, вроде моего самодеятельного коллектива, изо всех сил стараются быть похожими на модные зарубежные ансамбли, какие так нравятся Виктору и его друзьям. Но сами-то участники этих ВИА не имеют элементарной профессиональной подготовки, знают три-четыре аккорда, способны кое-как воспроизвести несколько модных эффектов – и всё... Эти коллективы просят у нас, композиторов: пишите для нас что-нибудь вроде того, что исполняют "Битлз" или "Роллинг Стоунз". В результате, все они очень похожи друг на друга и все – плохие...

Виктор К. призывает защищать ВИА. Ну что ж, наверно, действительно надо защищать этот жанр. Весь вопрос только – от кого? Я бы стал его защищать от плохих ансамблей, делающих ставку на примитив и тем самым дискредитирующих жанр. Послушают люди – любящие и понимающие музыку – однообразные аккорды, усиленные динамиком, и действительно могут составить о современной лёгкой музыке весьма нелестное представление.

Надо защищать современную эстрадную музыку и от таких поклонников, как Виктор К. и его друзья (уж вы, ребята, не обижайтесь). Своим восторгом по поводу "модности" плохих ВИА, своим преклонением перед их "доступностью", а попросту, примитивом, перед их грохотом вы их поддерживаете, а значит, культивируете безвкусицу.

Ещё не поздно – попробуйте послушать другую музыку. Конечно, я не советую вам сразу начать с Баха или Бетховена, но послушайте-ка внимательно ансамбль "Орэра", послушайте хор Рэя Конниффа. И если уж так трудно вам воспринимать хорошую музыку после "трудного рабочего дня", так ведь есть два выходных...

С дружеским приветом.

Евгений МАРТЫНОВ

* * *

"Вперёд". 10 октября 1975 г. (Газета Артёмовских ГК и РК КПУ, гор. и рай. Советов народных депутатов Донецкой обл.)

Наши интервью

ДОРОГОЙ ПЕСНИ

Евгений Мартынов – молодой популярный певец и композитор, лауреат... Не так давно он учился в Артёмовском государственном музыкальном училище. После многочисленных концертов и творческих командировок он заехал навестить родителей, отдохнуть в родном городе Артёмовске.

Наш корреспондент И.Адамов встретился с Евгением Мартыновым и взял у него интервью...

– Что вы переживали тогда в Зелёном театре Братиславы, идя по многочисленным ступенькам к зрителям, к Дунаю?

– Думал, как бы оправдать доверие, оказанное мне. На высшую награду – приз Золотую лиру, – откровенно говоря, не рассчитывал...

– А что было примечательного после поездки в Братиславу?

– Меня, как гостя, пригласили на фестиваль в польский город Сопот... Впереди фестиваль советской песни в городе Зелёная Гура (Польша). Должен побывать также на фестивале "Дечинский якорь" в Чехословакии. Сейчас готовлю репертуар для большой пластинки...

– Кто помогает вам из композиторов старшего поколения?

– Большую помощь в творческих делах оказывают мне композиторы Микаэл Таривердиев и Александра Пахмутова. Душевные, чуткие люди. Настоящие наставники.

...Расставаясь, Женя передаёт привет преподавателям и учащимся музыкального училища, всем артёмовцам...

* * *

"Московский комсомолец". 1 января 1976 г. (Газета МК и МГК ВЛКСМ)

ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС

Время на то и время, чтобы уходить. День сменяется днём, месяц месяцем, год годом... Но бывает в жизни час, который не уходит от нас... Остаётся в памяти, в сердце. Его мы называем "звёздным".

В канун Нового года корреспонденты "МК" исколесили Москву и Московскую область в поисках обладателей "Звёздного часа-75" и обратились с вопросами:

1. Ваши планы на 1976 год?

2. Чем вам запомнился уходящий год, Год Женщины?

3. Что вы ждёте от года наступающего, Года Семьи?

4. Что бы вы попросили у Золотой рыбки в ночь под Новый год?

..."ЗОЛОТАЯ ЛИРА" – "ЯБЛОНЯМ В ЦВЕТУ"

Он стоял за кулисами, и его, можно сказать, била дрожь. Ещё на репетиции дирижёр оркестра Карел Влах говорил ему: "Аранжимент прима. Вокал прима". Но ведь то была репетиция. Сейчас же его слушали тысячи людей, в том числе и строгое жюри юбилейного 10-го Братиславского Международного конкурса песен.

И вот сейчас это жюри уединилось в совещательной комнате, унеся с собой записи всех только что звучавших песен. Там, в тишине, ещё раз всё внимательно прослушают и вынесут свой вердикт. В душе он предполагал, что что-то должно быть. Его песня понравилась публике, он это чувствовал. Но чтобы такое!..

– ...Высшую награду Международного юбилейного конкурса – "Золотую лиру" – впервые завоевала советская песня молодого композитора Евгения Мартынова "Яблони в цвету".

Он не поверил услышанному. Публика скандировала. Кто-то подталкивал на сцену. Ему улыбались. Жали руки. Впервые за 27 лет ноги, казалось, не слушались его.

Что ж, всё вполне закономерно. Это действительно успех – звёздный час года.

Ещё совсем недавно, в 1973 году прозвучала в исполнении Софии Ротару первая песня Евгения Мартынова "Баллада о матери". А уже в 1974 году она стала песней года. С неё-то и начался путь в большую эстраду молодого, теперь уже известного композитора.

1. [Ответы на вопросы] – Физически отдохнуть от 75-го года. Столько было работы, что просто ужас! Я был гостем Сопотского фестиваля как автор трёх песен, исполняемых на нём нашими певцами. Потом, Братислава... Много было гастролей... Нет, лучше остановиться, а то просто сам пугаешься, как ты ещё жив.

2. Видимо, всем своим успехом я обязан женщинам, раз это был их год.

3. Наладить свой собственный быт. А что вы улыбаетесь? Бывает, сутками во рту крошки не бывает. Да и вообще, быт – это великая штука. Думаю, что год семьи поможет устроить и мою семейную жизнь. По крайней мере, надеюсь на это...

4. ...Побольше вдохновения.

* * *

"Радянська Донеччина". 31 января 1976 г. (Газета Донецкого обкома КП Украины и облсовета народных депутатов)

(Оригинал на украинском языке. Фрагмент статьи приводится в переводе Ю.Мартынова.)

ПУСТЬ ЛЕТЯТ ПО НЕБУ ЛЕБЕДИ...

...София Ротару, услыхав впервые песню Евгения Мартынова "Лебединая верность", сказала:

– Это моя песня. Отдай её мне...

Наверно, сегодня и текст и мелодию этой песни знают все. И всё же интересуюсь, чем конкретно авторы – Андрей Дементьев и Евгений Мартынов – объясняют такую популярность, такую всеобщую любовь к ней?

– Возможно, если бы речь шла только о любви, убитой чьей-то жестокой рукой, – говорит Евгений, – песня бы так не прозвучала. Мы хотели выделить философскую значимость темы: каждый должен почувствовать свою ответственность за доверенную ему жизнь, за сохранение добра, красоты, чтоб неосторожностью, невнимательностью не ранить того, кто рядом с тобой, кто нуждается в твоей защите! Мы хотим, чтобы каждый, кому нравится эта песня, задумался над тем, а что лично он сделал для утверждения счастья, красоты жизни, что сделал вообще для людей? Мало самому не убивать. Нужно бороться с теми, кто подавляет чувство непримиримой ненависти к бездумному, хищническому отношению к природе, к её красе... Обязательно!

Я слушала Евгения и понимала, почему его песни так волнуют людей: каждая прошла через его собственное сердце, полное чистой, пламенной любви к людям, к родной природе...

Е.Удовиченко.

Спец. кор. газеты "Радянська Донеччина".

Москва – Донецк

* * *

"Смена". 1976 г., №8, апрель. Сдано в набор 4.03.76 г. (Журнал ЦК ВЛКСМ)

Молодые мастера искусств

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ПЕСНИ

Композитор Евгений Мартынов сегодня известен многим любителям эстрадной музыки. И популярность его растёт с каждым днём. Хотя Евгению всего 27 лет, он написал уже немало песен, полюбившихся молодёжи...

С юных лет Женю отличала целеустремлённость. Всё, что касалось музыки, было для него священно. Он не мог пропустить занятия, не дослушать симфонию, не выучить партию, заданную на воскресенье. Наоборот, всегда делал больше, чем требовалось по программе. Однако нужно было думать и о хлебе насущном. В Донецке ему предложили стать руководителем ансамбля, который играл в ресторане. Женя рассказывает об этих днях с лёгким юмором и некоторой грустью. Времени на учёбу оставалось меньше, но зато он каждый вечер мог исполнять любимые песни, импровизировать на кларнете или фортепиано...

Теперь, когда я расспрашиваю его о студенческих годах, он вспоминает прежде всего людей, у которых учился, кто отдавал ему свои знания, опыт, кому он обязан первыми успехами. С чего началось его увлечение композицией? Евгений Мартынов отвечает на этот вопрос так:

– Однажды утром во мне вдруг проснулась какая-то неясная, но очень понравившаяся мне мелодия. Я стал напевать её, а потом записал на клочке бумаги. Я не расставался с этой мелодией весь день, а когда пришёл на занятия в училище, напел её своему преподавателю Борису Петровичу Ландарю. Он усадил меня за рояль и попросил несколько раз проиграть мелодию. Целый час Борис Петрович разбирал это сочинение, объясняя ошибки и промахи. Тогда мне было очень обидно, конечно. Но я быстро понял, что сочинение музыки – это не одно лишь упоение пришедшей вдруг мелодией, а долгий, порой мучительный поиск музыкального образа во всей его гармонической сложности. Добиться же успеха можно только при напряжённейшей систематической работе. Мелодии стали посещать меня всё чаще и чаще. Я ещё боялся поверить в их постоянство, но уже ясно почувствовал, что музыка зазвучала в моём сердце. Своя. Пусть порой неясная и несовершенная...

Я никогда не забуду первую встречу с Женей Мартыновым, когда он принёс мне песню "Баллада о матери", написанную на мои стихи. Песня взволновала меня, и я спросил Женю, почему он решил написать её именно на мои слова.

– Мне помог мой бывший педагог Вячеслав Валентинович Паржицкий, – сказал Женя. – Он увидел в одном из журналов стихи о матери и почувствовал в них мелодию. "Вот бы, – говорит, – тебе написать на них песню..." Вместе с мамой мы пересмотрели множество журнальных подшивок, прежде чем отыскали эти стихи [отыскала мама]...

Но главные успехи Мартынова были впереди. Однажды он проиграл мне очень красивую мелодию. Я почувствовал в ней чью-то трагедию. Мне захотелось проникнуть в сокровенный смысл мелодии. Мы начали работать. Потом, когда "Лебединая верность" стала лауреатом конкурса "Песня-75", Евгения пригласили в Сопот на международный фестиваль, где советские певцы Раиса Мкртчан, Яак Йоала и Людмила Сенчина исполняли три его песни. Небывалый случай на столь представительном и популярном конкурсе! Раиса Мкртчан исполнила "Лебединую верность" и завоевала третью премию...

Я часто думаю о том, чем объяснить столь быстрый успех молодого композитора и у искушённых музыкантов, и у любителей. Конечно же, талантом в первую очередь. Но сыграла свою роль и тематика его песен, их молодёжная тональность и удивительная искренность.

Есть и ещё один момент, о котором следует сказать. В период засилья вокально-инструментальных ансамблей, когда с эстрады, по радио, с пластинок неслись усиленные аппаратурой ультрасовременные мелодии, зачастую очень похожие друг на друга, вдруг зазвучали простые, мелодичные песни. Звук в них не форсируется, а естественно и просто доходит до самого сердца. Эти песни были услышаны. По ним соскучились. Их ждали. Это вовсе не значит, что до Мартынова не было прекрасных песен, искренних, душевных, ярких. Были и есть. А.Пахмутова, М.Таривердиев, М.Фрадкин, О.Фельцман, Н.Бого-словский и многие другие, у кого учился и учится Мартынов, вписали в историю песенного искусства много великолепных страниц. Но хороших песен, как бы много их ни было, всегда не хватает, ибо слишком большой спрос на них у молодёжи...

Я много раз видел, как Евгений работает. Никто и ничто не сможет оторвать его от инструмента, если пришла мелодия. Вернее, ещё не мелодия, а её предчувствие. Тогда он может часами проигрывать различные варианты, прислушиваться к звучанию музыки, которую кроме него пока ещё никто не слышит. Работоспособность Мартынова поразительна. Вероятно, и этим тоже определяется одарённость человека. Истинно талантливые люди очень трудолюбивы. Им доставляет наслаждение сам процесс поиска точной фразы, вырази-тельной ноты, поэтому они не могут не быть одержимыми. Таков и Евгений Мартынов. И ещё. Евгений очень требователен к себе. Он только тогда показывает новую песню, когда сам абсолютно уверен в ней. Если Мартынову делает замечание кто-то из опытных компо-зиторов, он реагирует на это со всей серьёзностью и непременно возвращается к нотам, чтобы поискать, подумать, поправить...

Евгения Мартынова нередко приглашают в качестве почётного гостя на различные конкурсы. Этой зимой мы были с ним в моём родном городе Калинине [Твери], где проходил фестиваль молодёжной песни. Евгения попросили быть председателем жюри. Недавний участник подобных конкурсов, он хорошо понимает их значение для самодеятельных певцов и музыкантов. По просьбе молодёжи Мартынов сам пел свои песни. Надо было видеть, с каким успехом проходило его выступление!.. Евгений сумел в своих песнях выразить настроения и чувства молодых, их отношение к жизни, к будущему.

Творчество Мартынова сегодня знают не только у нас, но и за рубежом. Известные певцы Польши, Чехословакии, Болгарии, Югославии включают в репертуар его песни...

Евгений Мартынов не их тех, кто стоит на месте, удовлет-ворившись достигнутым. Популярность – вещь капризная и преходящая. Примеров тому много. Стойкий, заслуженный успех может принести только постоянный, кропотливый труд. Евгений Мартынов это понимает.

Андрей Дементьев

* * *

"Учительская газета". 27 апреля 1976 г. (Газета Министерства просвещения СССР и ЦК Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.)

Вы нас просили рассказать

КАК РОЖДАЕТСЯ ПЕСНЯ

– ...Ещё в училище Борис Петрович Ландарь, мой первый преподаватель, советовал мне серьёзно заняться композицией и буквально заставил меня написать несколько инструментальных пьес. Он-то и привил мне вкус к сочинительству.

Вскоре я написал свою первую песню "Берёзка" на слова С.Есенина... Следующей попыткой была песня "Баллада о матери"...

Через месяц песня была готова. И когда я проиграл её музыкантам в Донецке, то они в один голос посоветовали показать песню музы-кальной редакции Центрального телевидения. Вскоре она прозвучала в исполнении Людмилы Артёменко в телевизионной передаче "Алло, мы ищем таланты!" Однако поставила песню "на ноги" София Ротару...

– Вашим постоянным соавтором является Андрей Дементьев. Скажите, как началась ваша творческая дружба?

– После визита на Центральное телевидение я решил показать песню "Баллада о матери" автору стихов. Приехал в редакцию журнала "Юность", где Андрей Дмитриевич работает заместителем главного редактора. Зашёл к нему в кабинет и сказал: "Хочу показать песню на ваши стихи"... Должен сказать, что Андрей Дмитриевич не проявил особого восторга. Оказалось, что ему уже дважды показывали музыку на эти стихи, и всё было неудачно. А тут я ещё явился в горячую пору: номер сдавали...

Вечером дома у Дементьева я проиграл ему "Балладу" и спел. Ему понравилось. Вот так состоялось наше знакомство, которое вылилось в большую творческую дружбу...

– ...А можете ли вы рассказать, как вообще рождается песня?

– На готовые стихи у меня написаны всего две: "Баллада о матери" и "Берёзка". [Имелось в виду: из популярных песен. На самом деле к июню 1976 года на стихи написаны ещё "Колыбельная пеплу", "У песни есть имя и отчество", "А я без Волги просто не могу!" и несколько леонидовских песен , впоследствии "перетекстованных".] В остальных случаях мелодия предшествует поэтическому тексту. А вот как приходит мелодия? В общем-то, для меня всё мелодия: яркие краски, шум волн, свист ветра – решительно всё.

Например, песня "Я жду весну". Отдыхал я в Алуште. Представьте, ранее утро, тихое море, плюс отличное настроение, – и неожиданно во мне зазвучала мелодия. Когда уже в Москве я проиграл её Дементьеву [эта мелодия была сыграна сперва П.Леонидову, сочинившему текст "Моя любовь", и только потом А.Дементьеву], то рассказал ему о том, что чувствую: эта песня должна быть о чистой, светлой любви... Одним словом, дал тему. Он сделал так, что действительно слова слились с мелодией.

Обычно песня связана с событиями жизни гораздо более непосредственно и тесно, чем произведения любого другого жанра. Особенно встречи с новыми местами оставляют ничем не заменимые впечатления. Может быть, поэтому я так люблю дорогу, путешествия... Мелодия "Если сердцем молод" подсказана мне строителями в Комсомольске-на-Амуре. Увлекла сама атмосфера, которая царит на Дальнем Востоке. И вот пришла музыка и даже строчка: "Я сегодня там, где метёт пурга"... [Самый первый вариант был: "Ты ищи меня, где шумит тайга, ты ищи меня, где метут снега".] Остальное додумали соавторы: А.Дементьев и Д.Усманов. Через три месяца я отвёз эту песню на суд дальневосточникам, и там состоялась её премьера. Приняли её очень тепло, многие на встречу с песней пришли в рабочей одежде, прямо со смены. Сейчас она стала комсомольской песней, её поют те, кто строит дороги и новые города...

– А случалось ли вам писать песню в расчёте на определённого исполнителя?

– Я считаю, что это хорошая традиция. Ведь у каждого певца есть свой творческий облик. Вот, например, певица София Ротару... Песню "Лебединая верность" я писал специально для неё...

– Поделитесь, пожалуйста, своими планами на будущее.

– ...Моя самая заветная мечта – написать гражданскую песню, написать так, чтобы она трогала всех: и совсем молодых, и пожилых...

А ещё мечтаю написать музыку к фильму...

Беседу вела Г.Садовская.

* * *

"Музыкальная жизнь". 1976 г., №14, июль. (Журнал Союза композиторов СССР и Министерства культуры СССР)

МУЗЫКА И СОВРЕМЕННОСТЬ

(Доклад первого секретаря правления Союза композиторов СССР Т.Хренникова на Объединённом пленуме правлений Союза композиторов СССР и Союза композиторов РСФСР, состоявшемся в мае 1976 г.)

...Я бы мог назвать ещё немало фамилий... Но вот на что хочется обратить внимание. В докладе секретариата на нашем киевском песенном пленуме уже говорилось о том, что при всей привлекательности раскованной лирической интонации песням такого рода [речь идёт о песенной лирике] нередко свойствен мелодраматизм, особенно нежелательный там, где раскрывается высокая гражданская тема. В пример тогда приводилась "Баллада о матери" не лишённого способностей молодого Евгения Мартынова. К сожалению, и этот, и некоторые другие авторы, в том числе молодые, продолжают упорно культивировать надрывно-душещипательные мелодические обороты...

 

Другие статьи и ссылки на сайты

Сайт создан в системе uCoz