исполнитель песен и романсов, родился на Дальнем Востоке в семье кочевых цыган, зарабатывающих себе на жизнь пением. Четвертый, младший ребенок в семье, впоследствии много пел и записывался со своей сестрой Валей (11.05.1905-20.10.1983).
В конце гражданской войны (около 1920-21 года) семья, вместе с отступающими частями армии адмирала Колчака, из Владивостока переехала в Харбин. Потом была достаточно обширная география, последовательность которой установить теперь сложно: Гонконг, Ява, Суматра, Цейлон, Бирма и Калькутта. Где-то в 1924-25 году семья Димитриевичей приехала в Испании, где достаточно успешно концертировала несколько лет. В 1927 году Димитриевичи, которых насчитывалось уже около тридцати человек, приехали в Париж в огромном доме-фургоне, оборудованном по последнему слову техники. Главе семьи - Ивану Димитриевичу в ту пору исполнилось 60 лет, основная его профессия - лудильщик. А фургон семья получила в качестве компенсации от директора испанского цирка, в котором цыгане выступали, но цирк прогорел и денег на зарплату не нашлось (это версия А. Вертинского). Правда, в другом источнике упоминается, что семья улучшила свое материальное положение в Испании настолько, что купила дорогой и оснащенный дом-фургон для путешествий по Европе.
Димитриевичи начали выступать в русском ресторане "Эрмитаж", где к тому времени уже выступали А. Вертинский, Ю. Морфесси, Н. Полякова и другие звезды русской эмиграции. На их выступления "ходили" А. Толстой, М. Чехов и другие, в это же время Димитриевичей слушала юная Алла Баянова. Затем семья перебралась на Монпарнас в ресторан "Золотая рыбка", по другой версии это был ресторан "Распутин", где Алеша и Валя Димитриевичи проработали до конца своей жизни.
Около 1937 года цыгане Димитриевичи записали пластинку песен романсов, состав участников и содержание диска неизвестно. Примерно в эти года Валя Димитриевич вышла замуж за известного русского певца Володю Полякова, от которого в последствии родила дочь Терезу. Владимир Поляков, мужчина двух метрового роста и обладатель глубокого баса, пел в Париже в ресторанах вместе со своей сестрой Настей, Поляковы являются родственниками актрисы Марины Влади (Поляковой). Семья Димитриевичей если не дружила близко, то хорошо знала звезду русской эмиграции Надежду Плевицкую.
В это же время Алеша Дмитриевич подружился с Юлом Бриннером, с которым они пели под собственный аккомпанемент в парижских ресторанах и кабаре. В 1940 году или около того, Димитриевич из политических соображений с семьей эмигрирует в Латинскую Америку, а Бриннер в США. Затем Алеша переехал в Аргентину, где прожил достаточно долго и где получил титул - "Цыганский барон". В 1960 году вернулся в Париж, сначала пел с сестрой Валей в ресторане "Шехерезада", затем (начало 1970-х годов) был "Распутин". В "Шехерезаде" кроме Алеши и Вали пела и Тереза. В 1967 году Алеша вместе с Юлом Бриннером записывает пластинку "Мы цыгане". Так же записал пластинку с Валей цыганских песен и романсов, туда вошло двенадцать песен, шесть поет Алеша, шесть - Валя. Всего песенное наследие Димитриевичей составляет четыре (возможно - пять) пластинки, одна из них Валя и Володя Поляков.
В середине 1970-х годов, когда в Париж приехал Владимир Высоцкий, он встретился и подружился с Алешей Димитриевичем, потом они неоднократно виделись, пели песни и романсы. Родилась даже идея записать совместную пластинку и только смерть Высоцкого помешала осуществить этот проект. В 1984 году Алеша Димитриевич в первый и последний раз приехал в Нью-Йорк, где дал несколько концертов в русских ресторанах на Брайтон-бич. В середине 1980-х годов, по инициативе художника Михаила Шемякина, в сопровождении оркестра была записана пластинка "Белый альбом", в другой версии - "Табак".
В 1986 года Алеша Димитриевич скончался в Париже, отпеванием происходило в русской церкви на рю Дарю, похоронен на Сен-Женевье-де-Буа, недалеко от Вали.
В середине 1980-х годах Наталия Медведева (фотомодель, певица, писательница, одна из жен Эдуарда Лимонова), работавшая в то время в "Распутине", пыталась записать рассказы и воспоминания Алеши Димитриевича, к сожалению, безуспешно. Певец был уже довольно стар и много болел, путал места, даты и события, об этом можно прочитать в книге Н. Медведевой "Моя борьба". В 1990-х годах по инициативе скрипача и певца Н. Эрденко в России был снят художественный фильм о Димитриевиче "Цыган Алеша", в роли которого и выступи Н. Эрденко. Фильм, к сожалению, проката не имел. Так же Н. Эрденко записал диск на основе репертуара Алеши - "Москва-Париж". В 1996 году в России вышел первый диск Димитриевича "Эмигрантское танго" (два концерта), в настоящее время вышло четыре диска (это сборки и компиляции с разных пластинок), в том числе дуэты Алеши с Бриннером и Валей Димитриевич.
Автор: Михаил Дюков
"В ПАРИЖ ОН БОЛЬШЕ НЕ ВЕРНЕТСЯ ..."
Памяти Алеши Димитриевича
Эту песню Алеши Димитриевича я услышал в начале 70-х у себя дома в Питере. Я был моментально очарован его голосом, его своеобразной манерой пения, точностью его интонации. Он был совсем не похож на других исполнителей Русских и цыганских романсов. Он придавал знакомым текстам свежесть и блеск насыщал их собственными переживаниями, и ты невольно разделял его нежность, его боль и одиночество. Возможно, что именно благодаря этим его свойствам в последние годы Димитриевич приобрел в России широкую популярность. Оказавшись в Париже в 1979 году, я познакомился с Алешей в доме его друга художника Эдуарда Зеленина. Был большой многолюдный праздник. Алеша приехал в три часа ночи после работы в ресторане "Распутин". Открылась дверь, и вошел человек маленького роста, худощавый, грациозный, с очень подвижным и умным лицом..."Какой милый человек" - была моя первая мысль. Алеша бережно вынул из футляра гитару и начал настраивать ее. Ему принесли крепкий горячий чай (он вообще ничего не пил кроме чая). И вот он запел. Это продолжалось с небольшими перерывами всю ночь до девяти утра. Незабываемый концерт, незабываемая ночь. Помню, он с гордостью сказал тогда, что ему 65 лет (в это невозможно было поверить).
После я не раз слушал Алешу, приглашал его к себе домой рассказывал о своих странствиях по белу свету. Он прожил большую артистическую жизнь, и теперь, когда он умер, я хочу восстановить некоторые ее вехи.
Алеша Димитриевич родился в Санкт Петербурге в 1913 в семье цыган-музыкантов. Отец создал цыганский ансамбль из певцов и танцоров и организовал турне по всей России. У Алеши было три старших брата Иван, Николай и Дмитрий и две сестры - Валя и Маруся. Каждому из детей в ансамбле предназначалась своя роль певца, танцора или музыканта, Алеша должен был стать танцором и гитаристом.
В начале Гражданской войны, в 1919 году Димитриевичей выехала во Владивосток а оттуда в Харбин - в Китай, с этого момента началась их эмиграция. Димитриевичи выступали в Японии, на Филиппинах, в Индии, в Греции, в Марокко, Испании. В 1929 году они переехали во Францию - сначала в Марсель, потом в Париж. Старший Димитриевич открыл здесь русский ресторан - кабаре "Золотая рыбка". В те годы Алеша много выступал. Он был незаурядным танцором и акробатом его не раз приглашали выступать в цирковые труппы, коронным номером Алеши было двойное сальто. В русском Париже Алеша приобщился и к русской культуре. Впрочем, он и так никогда не забывал, что он Петербуржец.
В 1940 году новая эмиграция. Теперь путь его лежит в Южную Америку. Ансамбль Димитриевичей выступает на подмостках театров Бразилии, Аргентины, Боливии и Парагвая, Спустя пять лет Алеша отделяется от семьи, он меняет профессии, много путешествует, танцует в знаменитом кабаре "Табарис" в Буэнос-Айресе. В 1960 году умер его отец, сестра Маруся, и вскоре, брат Иван. В эти дни из Парижа пришла весть от сестры Вали, она страдала от одиночества и звала Алешу к себе. Он приехал в Париж в 1961 году и вскоре начал петь. Ему было около пятидесяти. Редкий случай - рождение певца в таком возрасте. Но Алеша объяснял это просто. "Пение это дар ". Дар, который в нем проснулся поздно, но развивался стремительно и ярко. В 1962 году с помощью известного писателя Кесселя появилась пластинка "Последние голоса цыган". На ней записалась Валя Димитриевич и Володя Поляков. Алеша им аккомпанировал на гитаре. Следующая пластинка вышла в 1968 году. На ней Алеша Дмитриевич поет со своим другом Юлом Бриннером - известным американским актером русского происхождения. Третья пластинка вышла через два года: пластинка Вали и Алеши Димитриевичей. А в 1975 году по инициативе художника Михаила Шемякина была выпущена его "персональная" пластинка - на ней Алеша поет один.
За эти годы Алеша стал широко известен во Франции. Его песенный репертуар с каждым годом расширялся. Это были и романсы на стихи Апухина и Есенина, и шлягеры двадцатых годов, и песни об эмигрантской судьбе. Он исполнял романсы русских поэтов используя цыганскую гармонию, что давало необычайный эффект. Он пел в русских ресторанах "Царевич" и "Распутин" но подлинного Алешу можно было увидеть только на частных вечерах. Он преображался. Он был чудесен. Недаром у него было столько верных друзей, среди них были и знаменитости (такие, как Юл Бриннер, Омар Шариф, Марина Влади и Иосиф Кессель) и молодые парижские музыканты, с которыми Алеша Дмитриевич любил вместе играть, и художники из "Третьей волны".
Алеша совершил турне по Соединенным Штатам Америки, Он выступал в 12-ти городах, в основном перед русской публикой. Успех был полным. Были трогательные встречи с друзьями из первой эмиграции, которые помнили Алешу - танцора по Парижу и впервые слушали Димитриевича-певца. Вероятно, он предчувствовал свою близкую смерть. За полгода до своей смерти, спев романс "Пора собирать чемоданчик", он всерьез повторил эти слова, а последний раз выступая в "Распутине" он пел Сергея Есенина "До свиданья, друг мой, до свиданья".
Он скончался 21 января 1986 года. Отпевание состоялось в Свято-Александре Невском соборе, а погребенье на кладбище Сент-Женевьев де Буа. На прощанье Алешины друзья - парижские музыканты - играли на кладбище его песни.
В эти дни во многих русских домах в Париже звучал в динамиках голос Димитриевича, не умирающий голос Алеши.
Наверх